Начнем с главного ее итога: на ярмарке были заключены договоры на поставку в 1980 г. промышленностью торгующим организациям 100 647 прогулочных судов (из них 13679 — «за счет внерыночного фонда», т. е. для прокатных станций, домов отдыха и различных организаций). Для сравнения напомним, что на предыдущей ярмарке заводам удалось реализовать 91 034 прогулочных судов (внерыночный фонд — 9884), т. е. на 9613 единиц меньше.
В целом такие итоги прошедшей ярмарки следует признать удовлетворительными. Впервые за последние годы кривая реализации прогулочных судов поползла вверх.
Информация об изображении
На ярмарках идет работа: оформляется первый заказ на разборный виндсерфер Мустанг
В первую очередь, сказалось укрепление контактов между работниками торговли и предприятий. Кроме того, дали положительный результат предпринятые усилия по последовательному и целенаправленному формированию спроса населения, по ознакомлению работников торговли с изготавливаемыми и подготавливаемыми к выпуску прогулочными судами не только в период проведения ярмарки, но и в течение всего года. Безусловно, сыграло положительную роль постоянное обновление и расширение ассортимента прогулочных судов, улучшение качества серийной продукции.
На ярмарках идет работа: оформляется первый заказ на разборный виндсерфер Мустанг
Характерной чертой прошедшей ярмарки явилось некоторое изменение установившейся за предыдущие годы структуры заказа, данного торговлей: произошло перераспределение долей судов того или иного вида в общем числе заказанных судов. В частности, очевидно в результате существующих ограничений эксплуатации моторных судов, а также и некоторого возрастания расходов на их эксплуатацию, снизился (на 4700 шт. по сравнению с предыдущим годом) выявленный спрос на чисто моторные лодки. Соответственно на моторно-гребные и гребные лодки спрос увеличился почти на 13 тысяч штук.
Все предложенное представителям торговли количество гребных лодок закуплено ими полностью. Такой результат свидетельствует, что промышленность сумела гибко среагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Кроме уже давно известных серийных гребных лодок «Кефаль» (заказано 22215 шт., тогда как предлагалось — 21400), «Утенок-2», «Пелла», были предложены для реализации и образцы моторно-гребных лодок совершенно нового у нас типа — «Бакай» и «Таврия» (см. сборник №81). К сожалению, отсутствие согласованных технических условий и утвержденной цены этих моделей не позволило в полной мере выявить спрос на них.
Среди новинок следует отметить и яхту черноморских судостроителей — «Отдых». Корпус ее выполнен из легкого сплава, яхта отличается хорошо продуманной компоновкой. Работники торговли крайне осторожно подошли к заключению договоров на поставку этой модели, несмотря даже на сравнительно низкую для такого судна цену — 3000 руб. Количество заказанных яхт типа «Отдых» — всего 92 шт. — не дает заводу уверенности в целесообразности освоения их промышленного изготовления.
Из числа предложенных моторных лодок полностью были реализованы промышленные партии «Крыма» (заказано около 6800 лодок этого типа), «Сарепты», «Москвы-2», «Немана-2», «Автобота». Правда, партии двух последних моделей были столь небольшими (500 и 50 штук соответственно), что факт их реализации не дает оснований для каких-либо оптимистических выводов.
Из сравнительно новых моделей хорошо встречены работниками торговли «Малютка-2», «Ладога-2», «Ерш».
Пример с реализацией мотолодки «Ладога-2» на ярмарках двух последних лет убедительно показывает, какое большое значение имеет качество выставляемого образца. В этом году производственники хорошо поработали, подготавливая экспонируемый образец, и результаты не замедлили сказаться, а годом раньше на ту же самую лодку никто не обращал внимания, поскольку товарный вид ее не отвечал даже самым скромным требованиям. Разумеется, теперь, получив заказ, ленинградские судостроители должны сделать так, чтобы все до одной поступающие в продажу лодки не отличались от сверкающей «Ладоги-2», показанной в мае на ВДНХ.
На реализации таких популярных мотолодок, как «Казанка-5» (заказ — 4675, предлагалось — 7000), «Обь-М» (соответственно 4765 и 5000), «Прогресс-2» (4362 и 6000), «Прогресс-4» (6046 и 4100) продолжает сказываться явное насыщение ими рынка. Если сбыту первых двух моделей помогает постоянная работа предприятий по модернизации и доработке конструкций, то заводы — изготовители «Прогрессов», видно, уже смирились со снижением спроса на их продукцию: если на 1979 г. они предлагали для реализации 18000 лодок, то на 1980 г. их предложение уменьшилось до 10100 шт. Не оправдывает надежд работников воронежского авиазавода реализация новой мотолодки «воронеж»; они предложили торговле 12 000 лодок вместо 22500 на предыдущей ярмарке, а получили заказов только на 7500. Воронежцам есть смысл заняться рекламой, познакомить потенциальных покупателей с лодкой.
К сожалению, из-за трудностей с транспортировкой, связанных с небывалым паводком на Волге, представители торгующих организаций страны так и не сумели познакомиться с отработанным образцом мотолодки «Крым-3» Пермского судостроительного завода «Кама» и новинкой того же завода — простой хозяйственной лодкой «Таймень», которая успешно прошла межведомственные испытания. Судостроители надеются, что успешное выступление «Крыма-3» на соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» привлечет к ним внимание тех любителей, которые совмещают свои высокие требования к скоростным качествам с желанием иметь комфортабельное судно, хорошо приспособленное для туризма и отдыха.
Очень быстро «нашли покупателей» катера типа «Амур»: была предложена 1000 катеров, заказ торговли оказался на 770 шт. больше. Это еще раз говорит о том, что во многих районах страны потребитель заинтересован в судах со стационарными двигателями. Это тот самый случай, когда, к сожалению, судостроители не могут и в ближайшем будущем не обещают удовлетворить существующий спрос — из-за отсутствия нужного количества стационарных двигателей. Будем надеяться, что моторостроители все же откликнутся на наши неоднократные обращения и создадут легкие современные двигатели, которые позволят выпускать комфортабельные глиссирующие и водоизмещающие суда.
В общей сложности Минторг заказал промышленности 480000 прогулочных лодок, в том числе: 365 000 надувных лодок, 53 400 лодок гребных и гребно-моторных, 45 500 мотолодок, 11000 байдарок, 1500 катеров.Представляет интерес и заказ на подвесные моторы: «Снетка» заказано 2900 шт., «Спутника» («Салюта») — 2700, «Ветерков» — 33 000, «Нептунов» — 24900, «Вихрей» — 104 400, «Приветов» — 3000. Обращает внимание, что на одну заказанную мотолодку приходится чуть ли не по три мотора мощностью свыше 20 л. с. Это служит, на наш взгляд, косвенным подтверждением того, что на многие лодки ставятся по два мотора в связи с отсутствием в продаже мотора мощностью 40—50 л. с.
Не было трудностей с реализацией предложенного числа стеклопластиковых мини-яхт типа «Ассоль», однако ограниченные возможности предприятия (Петрозаводский завод «Авангард»), изготавливающего не более 60 яхт в год, не позволяют дать уверенный прогноз об объемах возможного спроса на такие суда. Пока же опыт предложения торгующим организациям двух новых металлических мини-яхт «Бриз» и «Отдых» не дает оснований утверждать, что они будут популярны и освоение их заводами целесообразно. Чтобы производство было рентабельным, речь должна идти о серийности порядка 2000 шт., а число заявок на сегодня не превышает 100 шт.
В целом же ярмарка подтвердила правильность выбранного промышленностью курса: не отказываясь от выпуска популярных универсальных скоростных мотолодок, расширять ассортимент за счет создания новых типов прогулочных судов, увеличивать производство моторно-гребных и гребных лодок.
На ярмарке
В предыдущие годы четко наметилось едва ли не повсеместное снижение спроса на некогда самые популярные суда — универсальные прогулочно-туристские лодки, рассчитанные на эксплуатацию с подвесными моторами мощностью 20—30 л. с. Вполне понятно, что ухудшение конъюнктуры сделало работников торговли еще более осторожными при заказах на будущее, особенно, если речь идет о новых моделях, а некоторые из предприятий, работающих на наш прогулочный флот, оказались в полной растерянности: им надо было срочно искать какие-то пути переориентации производства, разрабатывать новые модели, которые имели бы гарантированный сбыт, или так модернизировать старые, чтобы возбудить к ним интерес потребителей.
Естественно, перед началом очередной торговой ярмарки всех, имеющих отношение к затронутой проблеме, волновал один главный вопрос. Удалось ли промышленности перестроиться и обеспечить реализацию продукции будущего 1980 г. в полном объеме, или портфель заказов будет еще меньше и придется сворачивать уже освоенное производство?
В заключительные — самые напряженные дни работы ярмарки сотрудники редакции смогли побывать на ВДНХ и постарались получить ответ на этот вопрос из первых рук, встретившись со многими представителями торговли, которые первыми и непосредственно встречаются с любыми изменениями потребительских интересов и конъюнктуры рынка.
Основной вывод из всех их высказываний полностью совпадает с тем, о чем говорится в статье Д. Б. Волкова. Да, кривая, если говорить об общем числе заказанных на год судов, пошла вверх, и это отрадно, однако положение со сбытом именно моторных лодок нисколько не улучшилось. По-прежнему сказываются все те неблагоприятные обстоятельства, о которых говорилось уже так много: отсутствие сервиса, неблагополучие со стоянками, целый ряд ограничений, — одним словом, неуверенность потенциальных покупателей мотолодок в завтрашнем дне.
«Дела с реализацией мотолодок обстоят сейчас плохо. Во многих районах. Думаю, если не будет новых ограничений по эксплуатации в дальнейшем, то сбыт мотолодок перестанет уменьшаться и остановится около какой-то средней черты — на сегодняшнем уровне. А сейчас хорошо продаются в первую очередь гребные, складные, надувные лодки»,— делится впечатлениями начальник «Роскультторга» Министерства торговли РСФСР В. Л. Горчак.
Там, где взаимоотношения водномоторников и местных властей уже установились и упорядочились, стабилизировалось и ежегодное количество приобретаемых населением лодок и моторов. Естественно, в тех районах страны, где насыщенность мотолодками достигла максимально возможного — при нынешних условиях эксплуатации — уровня, это количество практически незначительно. Такая картина наблюдается, например, в Литве, где уже давно и довольно четко определен перечень водоемов, плавание по которым на мотолодках ограничено.
"Наши потребности в прогулочных судах, за исключением надувных лодок, удовлетворяются полностью. Моторные суда мы заказываем именно в том количестве, которое можем продать. Эти цифры нам уже, как правило, известны. Например, с уверенностью в реализации мы заказали на будущий год 36 «Амуров-М», 40 «Прогрессов»", — рассказывала нам главный товаровед по спорттоварам базы «Литкультторга» М. П. Шинкунене.
"Если еще пять лет назад мы у себя в Горьком продавали по 1500 мотолодок в год, — говорит начальник отдела горьковской базы «Роскультторга» А. И. Кабанов, — то теперь, уже второй год подряд заказываем в шесть раз меньшее количество — не рискуем заказывать на 1980 г. больше 250 мотолодок! И не потому, что горьковчане вдруг охладели к отдыху на воде. Есть объективные причины. За время подготовки к заполнению у нас нового Чебоксарского водохранилища должны были быть построены и новые лодочные стоянки: ведь существующие сегодня оказались в зоне затопления. Однако пока что новые стоянки не появились. Наше больное место — сервис на суше и на воде. Его отсутствие, трудности, например, с ремонтом моторов, являются не последней причиной снижения спроса на лодки и моторы. За последние три года мы не смогли продать ни одной стеклопластиковой мотолодки. И это не случайно: наши водномоторники предпочитают иметь дело с металлическими судами, ремонт и эксплуатация которых более привычны".
Опыт показывает, что там, где нуждам судоводителей-любителей уделяется соответствующее внимание, кривая реализации прогулочных судов сразу же начинает упрямо ползти вверх. Показателен в этом отношении пример Днепропетровска. В этом городе количество продаваемых ежегодно моторных (подчеркнем — моторных!) лодок растет, хотя в целом по республике прогулочно-туристский флот расти перестал, как уже объясняли нам несколько лет назад, — ввиду практически полного насыщения рынка.
Директор Днепропетровской конторы «Спорттовары» Т. Я. Лозовская объяснила причину «непонятного» явления коротко и ясно:
«У нас в городе только что появились новые лодочные стоянки: это и не замедлило сказаться на сбыте. Если говорить о будущем, то рассчитываем торговлю не сворачивать, а развивать. Большие надежды возлагаем на открытие нового специализированного магазина на берегу Днепра. В нем лодки будут выставлены прямо на воде».
Характерная черта, бросающаяся в глаза даже при самом беглом осмотре выставленных в павильоне экспонатов, — возросшее качество изготовления большинства моделей, особенно тех, которые в этом году представляются уже как серийные. В статье Д. Б. Волкова упоминался пример с «Ладогой-2», которая на этот раз смотрелась совсем не так, как в предыдущем году. Добавим, что выставочный экземпляр этой комфортабельной мотолодки был куплен прямо со стенда.
Вот как сформулировал свои впечатления капитан этой «Ладоги-2» Петер Мюллер из ГДР:
«Я к этой мотолодке приглядывался еще с прошлого года, и сразу отметил изменения к лучшему. Я внимательно следил за ее выступлениями на трассах гонок на приз сборника «Катера и яхты». Мне нравится ее скорость, мореходность, надежность, привлекательный внешний вид. Очень надеюсь, что мой выбор оказался счастливым!»
И еще об одной особенности «Ярмарки-79» обязательно нужно упомянуть. Представители заводов-изготовителей и ЦКБ «Нептун» были активными участниками проходившей на ярмарке работы — помогали сотрудникам торговых баз знакомиться с новыми моделями, поясняли выгоду для будущего покупателя того или иного (иногда — даже незаметного) усовершенствования на уже хорошо знакомой серийной лодке. Такая практика дала положительные результаты. Если, например, в первые дни работы ярмарки представители торговли лишь настороженно приглядывались к новинкам, то после ряда импровизированных популярных лекций и даже киносеансов (был показан, например, рекламный ролик, посвященный новой «Казанке») общая сумма заказанных судов стала быстро расти.
Была высказана и здравая мысль о том, что многим представителям торговли было бы полезно ознакомиться с образцами предложенных к реализации судов на деле — на трассах соревнований на приз сборника.
«Представители баз, закупающих прогулочные суда, моторы и сопутствующие товары, приезжают сюда, в Москву, из года в год одни и те же. И конечно, нам всем хотелось бы получить приглашение на следующие ежегодные соревнования, скажем, в Лиепае. Видеть все воочию, видеть технику в действии — от этого, несомненно, выиграл бы и покупатель!» — Выразила общее мнение Г. И. Корнева, старший товаровед Карельской базы «Роскультторга». Как говорится, за приглашением дело не станет!
И в заключение кратко о двух новинках, которые демонстрировались на ярмарке, но не были представлены на соревнованиях в Лиепае. На стенде Крымской конторы «Спорттоваров» демонстрировался складной трехсекционый виндсерфер «Мустанг» из стеклопластика. Стоимость — 350 рублей. Вес его — 32 кг. Несмотря на быстро растущую популярность виндсерфинга, торговля к заказу «Мустанга» подошла осторожно: из предложенных к реализации 1400 шт. заказано было только 350.
Представитель одной из республиканских торговых баз, осмотрев «Мустанг», сказала: «Не понимаю, кому нужна такая яхта, на которой мачту придется держать руками? На нашу республику двух штук хватит с избытком!» Вот тот самый случай, когда работникам торговли было просто необходимо предварительно побывать на соревнованиях по виндсерфингу, ознакомиться не только с тем, что такое виндсерфер, но и с перспективами развития этого вида парусного спорта в той области, крае, республике, которую они представляют. Совершенно очевидно, что виновато и полное отсутствие рекламы. Если бы появлению того же «Мустанга» предшествовало распространение проспектов, листовок, объявлений, результат наверняка был бы другим!
Черноморский судостроительный завод предложил четырехместную мини-яхту «Отдых» из легкого сплава (размерения ее 6,05X2,1Х1,6 м; вес 631 кг). Из-за малого числа поступивших на нее заказов будущее этой яхты осталось проблематичным. Но вряд ли кто-либо возьмет на себя смелость сказать, что это малое число заказов верно отражает потребности на местах. Все утверждают обратное, говоря об интересе к парусу во многих районах страны, в том числе и там, где моря появились совсем недавно; из некоторых городов сообщают об очереди на «Ассоль». Почему же «Отдых» встретил «плохое» отношение представителей торговых баз? Все ли было сделано, чтобы появление «Отдыха» (да и ряда новых моделей моторно-гребных лодок) не оказалось неожиданностью?
Думается, что и работникам торговли и работникам промышленности стоит серьезно обдумать эти вопросы, уже сейчас начиная подготовку к следующей оптовой ярмарке, которая состоится в мае 19В0 года!