Кто же был первым Робинзоном?
Из дошедших до нас источников следует, что первым человеком, проведшим несколько лет на необитаемом острове, был испанский моряк Педро Серрано. В 1540 г. он один спасся с корабля, разбившегося у берегов Перу, добрался до маленького островка и пробыл там в одиночестве три года.
Первые русские танкера
Первым судном, на котором нефтепродукты перевозили не в бочках, а наливом, была деревянная шхуна «Святослав», принадлежавшая волжскому судопромышленнику Бальянинову: в ее трюме установили большой железный ларь. Затем такой же резервуар построили и для шхуны «Елизавета». Вскоре таких «наливников» на Волге насчитывалось уже свыше десяти.
Золотую медаль как за большое достижение в развитии отечественной промышленности получил купец Артемьев, широко внедривший экономичный новый способ перевозки жидкого горючего наливом сразу на десяти судах. Он же первым специально заказал судно «Проход Шипки», явившееся родоначальником русского танкерного флота.
Юбилей рыболовного крючка
Археологи утверждают, демонстрируя то, что найдено при раскопках, якобы рыболовный крючок был известен ни много ни мало 20 тыс. лет назад! Рыболовная сеть значительно — вдвое — моложе: она изобретена около 10 тыс. лет назад.
В приданое — плавучий сад
В Бирме живет народность интха — озерные люди. На высоких бамбуковых сваях стоят в воде их дома, пагоды, школы. Снуют лодки. Перед многими домами — плавучие сады. Чтобы заложить такой сад, надо сплести плавучий настил из корней и ветвей, привезти с берега землю, а чтобы сад не уплыл — надежно его пришвартовать. Когда девушка выходит замуж, ее сад-приданое торжественно буксируют к дому будущего супруга.
Рекорд по числу названий
Самое большое количество названий имело в былые времена Азовское море. Древние греки называли его Меотидой, римляне — Меотийским, Скифским, а потом Сарматским морем. Пришедшие сюда турки называли его вначале Бахр-Ассак, а затем просто Ассак, что в переводе значит Синее море. Славяне окрестили его вначале Сурожским, а потом остановились на Синем...
Шум вреден
Летом 1885 г. по глубоководному Иртышу шла паровая шхуна «Надежда». Шлепая плицами гребных колес, она нарушала вековую тишину окружающих гор. Оттуда и пришло несчастье: часть исполинского берегового утеса неожиданно рухнула в воду, волной шхуну с полным грузом выбросило на противоположный берег. Да так, что все попытки перетащить ее обратно в воду успеха не имели.
Из истории грузовой марки
Когда-то соль по Каме возили в огромных деревянных ладьях-баржах. Загрузку соли в них производили без веса — до тех пор, пока баржа не садилась в воду до торчавшего в борту большого фасонного гвоздя, окрашенного в красный цвет. Погрузка «под красный гвоздь» обеспечивала не только достаточный надводный борт, но и гарантию, что осадка не превысит глубины на фарватерах.
Для любителей статистики
Для продающихся во Франции парусных яхт и катеров импортируется: 90% парусов для гоночных яхт; 50% парусов для крейсерских яхт; 80% тканей для пошива парусов; 90% мачт из алюминиевых сплавов, предназначенных гоночным судам; 80% всех устанавливаемых лебедок; 60% навигационного оборудования; 50% труб из алюминиевых сплавов, идущих на изготовление мачт; 90% оборудования гидравлических систем; 100% подвесных моторов; 70% стационарных моторов.
Экспорт продукции французской промышленности, занятой постройкой маломерных судов и изготовлением оборудования для них, в 1978 г. упал до 20%, шесть лет назад он составлял 42% общего производства.
Морские карты для рыбаков
В ПНР разрабатываются специальные карты для рыбопромысловых судов. Отличие от обычных навигационных карт состоит, в частности, в том, что дается гораздо более обширная информация о рельефе морского дна и наличии каких-либо подводных препятствий.
Капитан Кокрен и граф Хвостов
В 1819 г. капитан английского флота Кокрен предпринял путешествие с целью «исследования северо-восточных берегов Азии», однако отправился в путь он не на корабле, а пешком — из Петербурга через Урал и Сибирь на Чукотский Нос. Вояж закончился вполне благополучно, но никаких ценных плодов в науку не внес: все, что Кокрен видел, было открыто намного раньше и описано несравнимо лучше.
Известный бездарностью графоман граф Ф. Хвостов (помните пушкинское — «поэт, любимый небесами»?) на этот раз был на высоте и очень метко определил, что «новый Кук» имел единственную цель «себя сей жертвою прославить».
Средний не по середине
Между о-вами Ушишир и Расшуа, входящими в состав Курильской гряды, расположен пролив, обычно называемый Средним, Любопытно, что никакого отношения к слову «середина» название не имеет. По приказу командира «Дианы» В. М. Головнина проливу было присвоено имя первооткрывателя— штурмана Василия Среднего. Теоретически он и называется — пролив Среднего.
400 лет ручному лагу
Ручной лаг изобрел англичанин Хэмфри Коул, обнародовавший свое изобретение в 1578 г. Лаг этот представлял собой треугольную доску с соответствующим грузом. Будучи выброшенной за корму на вытравливаемом лаглине, доска удерживалась в частично погруженном состоянии, разворачивалась перпендикулярно движению судна и практически оставалась на месте. Длинный лаглинь был разделен узлами на соответствующие отрезки по 48 футов.
Судно-пахарь
Для борьбы с мелями нижегородский крестьянин Прокофий Печуркин в 1885 г. предложил проект специального мелкосидящего парового судна. С помощью своеобразных опущенных ниже днища плугов судно за один проход должно было разрыхлять слой песка глубиной до 50 мм и по опущенной вниз трубе принимать его в трюм. За рабочий день судно-пахарь должно было на протяжении 1 км делать канал шириной до 8 м и достаточной глубины.
История компаса
Впервые термин «компас» в современном значении употребил около 1455 г. венский астроном Пойрбах, который писал о «постройке компаса со стержнем для всех географических широт». Любопытно, что само слово компас восходит к латинскому глаголу компассаре — измерять шагами, не имеющему, как видим, отношения к фиксации направления.
Малые яхты из армоцемента
Совсем недавно мнение о непригодности армоцемента для постройки судов короче 9 м считалось аксиомой. Однако в прошлом году она была опровергнута небольшой английской верфью, которая начала серийный выпуск яхточки-кэтбота длиной всего 5,1 м. Арматура обшивки выполняется из 4-миллиметровой проволоки, заключенной между двумя внутренними и двумя наружными слоями проволочной сварной сетки.
Общая толщина омоноличенной обшивки составляет всего 13 мм, а вес ее квадратного метра — 43 кг, что соответствует весу стального листа толщиной 5,5 мм. Тем не менее строителям удается получить суда водоизмещением 1500 кг, что не намного превышает вес такой же яхты традиционной конструкции из дерева.
Ширина корпуса — 2,1 м; осадка — 1,07 м; площадь паруса — 18,6 м2.