Мы пришли к выводу, что универсальная прогулочно-туристская глиссирующая мотолодка должна иметь грузоподъемность 400 кг, т. е. пассажировместимость четыре-пять человек; при этом она должна быть достаточно латкой для перетаскивания силами двух-трех человек. При одно-, двухдневных выходах для возможности удаления на достаточное расстояние от городов, где сосредоточена основная масса лодок, необходима скорость с полной нагрузкой не менее 30 км/ч при эксплуатации со «стандартным» тогда 20-сильным «Вихрем». Сочетание заданной грузоподъемности и скорости при мощностях 20—25 л. с. а основном и определило характер выбранных обводов корпуса; было принято компромиссное решение — пришлось несколько поступиться мягкостью хода на волнении при курсовых углах около 45° к бегу волн (а среднем время движения при этих неблагоприятных условиях можно оценить величиной а 10—15%). Увеличенный, по сравнению с «Казанкой» или «Прогрессом», развал бортов а носу обеспечил достаточно хорошую всхожесть на волну.
Как показало время, основные черты лодки были угаданы верно; «Крым» и сегодня — через десять лет — не выглядит устаревшим. В 1977 г. ему присвоен государственный Знак качества. В настоящее время мотолодка с этой маркой выпускается на двух предприятиях страны и общий годовой выпуск не превысил 6 тыс. единиц.
Первый серийный «Крым» сошел с конвейера а 1970 г. За прошедшее время а конструкцию лодки и в технологию ее изготовления были внесены многочисленные усовершенствования (например, сделан специальный профиль для окантовки ветрового стекла, применены латекс для подушек сидений и искусственная кожа на трикотажной основа для обивки диванов, отработана схема окраски пентафталевыми эмалями с привлекательным сочетанием красного, кремового и желтого цветов).
«Крым» стал первой отечественной сварной лодкой. Появление а продаже сварных лодок из алюминиевого сплава вызвало некоторое опасение части покупателей; ничего не было известно о надежности соединений, о способах ремонта. В дальнейшем опыт эксплуатации доказал, что сварные корпуса имеют неоспоримые преимущества перед клепаными: отпала необходимость в периодическом подтягивании ослабевающих заклепок, коррозионная стойкость корпуса значительно выше, а уход за лакокрасочным покрытием — проще. Ремонтопригодность сварных корпусов оказалась не хуже испытанных клепаных, поскольку ремонт (например, заделка пробоин или трещин) осуществляется с применением обычной холодной клепки. Теперь можно с уверенностью сказать, что за первые три-четыре года серийного выпуска этой модели был преодолен психологический барьер недоверия к сварка.
Обычным явлением стали письма с положительными отзывами владельцев «Крыма». Вот, например, выдержки из письма В. Г. Ермолаева, горнорабочего шахты «Юбилейная» (Кемеровская обл.): «В 1972 г. я приобрел прогулочную лодку «Крым». По всем своим показателям это прекрасное судно, комфортабельное, все продумано для хорошего отдыха. Само по себе оно чисто сделано и заслуживает, чтобы за ним был очень хороший уход».
В. М. Мейке из пос. Сергино (Тюменская обл.) пишет: «Ваша лодка у нас на Оби зарекомендовала себя с хорошей стороны. Комфорт, остойчивость, современный внешний вид, простота ДУ при установке и во время эксплуатации, выносливость. В навигацию 1977 г. я ходил с мая по октябрь, попадал и а шторм, и а дождь. В продаже «Крымы» у нас бывают редко, а спрос на них порядочный».
«Крым» можно было видеть не только на многочисленных водных дорогах нашей страны, но и за ее пределами. Так, Одесская киностудия брала мотолодку «Крым» в первую советскую коралловую экспедицию: «Мотолодка, — написано а отзыве, — использовалась как транспортное средство при подводных и надводных киносъемках, а также для высадки на коралловые рифы и необитаемые острова Индийского океана. Она зарекомендовала себя с самой лучшей стороны как с мореходной точки зрения, так и с точки зрения удобства размещения а ней людей и оборудования».
В сообщении с Международной весенней Лейпцигской ярмарки говорилось: «Лучше всех экспонатов раздела выглядела мотолодка «Крым», окрашенная а яркий красный цвет с аккуратно выполненной внутренней отделкой. Мотолодка привлекала внимание большого числа посетителей, которые неизменно отмечали ее малый вес и комфортабельность».
В последнее время а условиях некоторого спада в спросе на прогулочно-туристские лодки, становится главным требование эффективности. Массовый покупатель асе чаще отдает предпочтение мотолодкам, способным идти с полной нагрузкой а режиме глиссирования, т. е. развивать скорость более 30 км/ч при минимальных мощности мотора и затратах на бензин, имеющим достаточную мореходность для эксплуатации на открытых водохранилищах. Этим требованиям и сегодня отвечает мотолодка «Крым», спроектированная десять лет назад.
Например, инж. Л. Г. Махаринский из ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова в сборнике №47 отмечал, что при соответствующей подгонке гребного винта «Крым» установил своеобразный рекорд: «выходил на глиссирование при удельной нагрузке вплоть до 35 кг/л. с., в то время как а подавляющем большинстве случаев этот показатель не достигает и 30 кг/л. с.».
При установке 20-сильного «Вихря» с винтом, имеющим шаг 240 мм и дисковое отношение 0,65, лодка идет а режиме глиссирования со скоростью более 30 км/ч с максимально допустимой полезной нагрузкой 400 кг. Можно напомнить, что на X соревнованиях на приз сборника «Крым» с «Вихрем-25» занял 2-е место а гонке на эффективность; известна и высокая оценка «Крыма», данная участниками первых «Звездных» походов наших водномоторников — многодневных соревнований по ДСП.
Результаты ежегодных ярмарок показывают, что, несмотря на насыщение рынка лодками разных типов, спрос на мотолодку «Крым» не снижается. Для сохранения завоеванных позиций, а также для того, чтобы обеспечить стабильный сбыт «Крыма» и а будущем, проводится модернизация старой модели.
Новая модель, именуемая «Крым-М», имеет, в частности, следующие улучшения:
- повышена прочность и надежность корпуса;
- в носовой части кокпита оборудован рундук с крышкой;
- изменена форма блоков плавучести, что повысит их срок службы;
- бортовые клапаны тента сшиты с основным полотнищем в кормовой части и имеют окна из эластичной пленки;
- появилась пружинная спинная пробка на транце, которую удобно открывать на ходу;
- изменено композиционное решение формы ветрового козырька и носовой части палубы, что позволило сделать динамичным и современным ее внешний вид.