На этой «благодатной» почве в 1973 г. и возник коллектив студентов Ленинградского кораблестроительного института, назвавший себя Группой динамики и конструкции парусных яхт (ГДиКПЯ).
Мы поставили перед собой цель — создание конструкторского бюро, занимающегося научными исследованиями в области гидромеханики, аэродинамики, конструкции и технологии постройки яхт, а также проектированием их по сторонним заказам.
Мы понимали, что эта сложная задача может развиться только вокруг живой конкретной работы. Такой работой стало проектирование и строительство стеклопластикового четвертьтониика «Курьер-I» (см. сборник №61). Росла яхта, вместе с нею росли и мы. Исследовательские и перспективные работы шли параллельно со строительством. И хотя многие из нас к спуску яхты на воду уже окончили институт, связь с ним поддерживалась самая тесная. Благодаря действенной помощи группе со стороны бывшего в то время проректором ЛКИ по НИР В. А. Постнова, а также начальника НИСа А. М. Малиновского и доцента Р. В. Борисова в начале 1975 г. на ее базе было организовано студенческое конструкторское бюро спортсудостроения, именуемое в настоящее время СКВ ЛКИ «Океан».
Сейчас в составе СКБ несколько групп, работающих в различных направлениях и по различным темам, во главе которых стоят штатные дипломированные инженеры. Продолжаются работы и по яхтенной тематике. Выполняются, в частности:
- разработка проектов яхт по заказам различных спортивных организаций страны;
- разработка инженерных методов проектирования яхт;
- теоретические и экспериментальные исследования в области гидромеханики корпусов и аэродинамики парусного вооружения;
- проектирование электронавигационного оборудования для яхт;
- проектирование унифицированного палубного оборудования.
Из разработанных группой проектов можно отметить стеклопластиковый четвертьтонник «Курьер-IV» с подъемным плавником, стеклопластиковый и деревянный полутонники, стеклопластиковую туристскую мини-яхту. В состоянии рабочего проектирования находится проект яхты I группы IOR с корпусом из легкого сплава АМг.
Секцией электронавигационного оборудования разработаны, изготовлены и проверены на практике в море два варианта электронного механического лага (на транзисторах и на микросхемах), метеостанция (измерение скорости и направления вымпельного ветра), два варианта (стационарный и ручной) радиопеленгатора, два варианта оптических ручных пеленгаторов и ряд других устройств и приборов. В обязанности членов этой группы входит также техническое обеспечение натурных и модельных экспериментов, проводимых другими группами.
СКБ ЛКИ, являясь самостоятельным финансовым подразделением института, может заключать финансовые договоры с другими организациями, заинтересованными в проведении для них тех или иных работ. Имеющиеся в институте учебные опытовый бассейн, аэродинамическая труба и мощный вычислительный центр позволяют проводить как испытания корпусов, плавников и парусов яхт, так и их теоретические расчеты на современном уровне.
Группа стала настоящей школой яхтенных конструкторов. Сюда принимаются студенты, начиная с первого курса; новички сразу же включаются в общую работу, сложную и ответственную — на уровне обычного КБ. Мы считаем это единственно правильной формой обучения. Многие из членов нашего КБ занимаются парусным спортом, участвуя как в гонках на олимпийских дистанциях, так и в крупных крейсерских соревнованиях на Кубок Балтики.
Помимо участия в основной текущей работе студенты проходят специальный двухгодичный теоретический курс обучения. После сдачи соответствующих экзаменов и выполнения контрольного проекта им вручается официальное удостоверение о присвоении звания конструктора парусно-моторных спортивных судов.
Обсуждение проекта яхты «СТ44»
В яхт-клубе БМП 17 марта состоялось обсуждение технического проекта крейсерско-гоночной яхты I группы. IOR «СТ44», разработанного СКВ «Океан». На обсуждении присутствовали представители технических комиссий яхт-клубов Ленинграда и яхтсмены.
Проект вызвал большой интерес у присутствующих и полезную полемику по ряду представленных конструктивных решений. Был высказан ряд интересных замечаний, наметивших путь дальнейшей работы по совершенствованию проекта.
Было, в частности, рекомендовано проработать вариант с шарнирной установкой мачты на палубу — для расширения возможностей настройки вооружения за счет изменения наклона мачты. Вариант с размещением машинного отделения ближе к мидель-шпангоуту позволит, по мнению высказывавшихся, улучшить планировку яхты. Было рекомендовано также рассмотреть несколько вариантов балластных плавников, проанализировав влияние их формы на остойчивость и ходкость.
Отмечено, что снабжение и планировка яхты отвечает всем нормам «Правил классификации, постройки и обмера спортивные яхт, принятых в СССР» и требованиям, предъявляемым к яхтам, участвующим в гонках I категории.
По объему представленной техдокументации проект, в принципе, пригоден для постройки на любом современном предприятии, связанном с обработкой легких сплавов, силами коллектива заводского спорт- или яхт-клуба.
Собравшиеся одобрили проект и пожелали проектировщикам дальнейших успехов в их работе. Обсуждение еще раз показало целесообразность проведения подобных встреч.