Помешал кит
30-летний сотрудник авиакомпании «Эйр Канада» Поль Парсонс рассчитывал быть первым, кто пересечет Атлантику на надувной лодке, идя через океан с запада.
15 июня этого года его лодка длиной 5,2 м, оснащенная парусами, и навесными шверцами, вышла из Галифакса. Всего двумя днями позже радиостанции Береговой охраны приняли призыв Парсонса о помощи. В 45 милях от берега, войдя в воды Гольфстрима, его лодка попала в стадо китов. Волной ее бросило прямо на спину одного из одиннадцати китов, который пришел в ярость и ударами хвоста начал крушить лодку. Оказались переломанными подруливающее устройство, пайолы, лодка быстро заполнилась водой и стала беспомощной игрушкой моря. Десять часов Парсонс вычерпывал воду, пока к нему не подошел траулер, принявший его сигнал «мэйдэй».
Незадачливый путешественник планирует повторить свою попытку.
Столетний ветеран снова в строю
Семь месяцев реставрировался колесный пароход «Авока», построенный в 1877 г. в Австралии для эксплуатации на реке Муррей. В те времена эта река была основной транспортной и пассажирской артерией, связывающей центр континента с океаном. Только в 1920 г., когда появилась проведенная параллельно реке железная дорога, пароходы утратили свое значение. Владельцы «Авоки» перевели судно на эксплуатацию вдоль южного побережья.
Сейчас 34-метровый пароход начал свою вторую жизнь на той же реке Муррей в качестве неторопливого туристского судна. Правда, теперь «Авока» не пароход, а теплоход: паровую машину сменили два новейших дизеля «Перкинс-6354», приводящих во вращение все те же 3-метровые гребные колеса. Третий дизель работает на мощный генератор, обеспечивающий электроэнергией все устройства и системы, позволяющие создать пассажирам столетнего судна-ветерана условия, соответствующие нашему времени.
Самый большой в мире парус
Известен случай применения вспомогательного паруса, давший значительную экономию при эксплуатации наименее, казалось бы, приспособленного для плавания под парусами судна. В марте 1978 г. огромную морскую буровую платформу «Рован Луизиана» предстояло отбуксировать из Галвестона (штат Техас) за 1200 км — в залив Кампече, к побережью Мексики. Было предложено на время буксировки одну из трех поднятых «ног» платформы (имеющих высоту 125 м) использовать в качестве мачты: на ней и был поставлен, очевидно, самый большой в мире парус.
Бермудский парус из дакрона имел высоту 55 м, ширину по нижней шкаторине 23 м (площадь более 6С0 м2) и весил 2 т. Ставился гигантский парус при помощи пневматического приспособления: это занимало 52 с, уборка — 70 с. Обслуживали его два человека. Специальные испытания в опытовом бассейне показали, что несение» паруса абсолютно безопасно при скорости ветра вплоть до 40 уз.
Применение паруса позволило существенно увеличить практическую скорость буксировки платформы — в среднем на 0,5 уз.
«Лаки Ли» идет вокруг света
«Лаки Ли» («Удачливая Ли») — так в честь своей дочери назвали 11-метровую яхту Патриция и Джон Марвины, год назад вышедшие из Госпорта (Англия) в кругосветный вояж вместе с Ли, которой исполнилось к тому времени полтора года и которая, тем не менее, уже имела «опыт» мореплавателя-яхт смена.
Марвины готовились к этому плаванию несколько лет. Первую яхту Джон построил и оборудовал собственными руками. Это было оснащенное кэчем стальное судно, способное перенести любой шторм в океане. Когда Ли исполнился год, «Саксон Стил» со всей семьей на борту отправился в путешествие.
Однажды ночью в Бискайском заливе из каюты потянуло запахом дыма, по деревянной переборке заплясали языки пламени. Джон, который стоял на руле, бросился вниз, разбудил жену и с ребенком на руках пробился сквозь дым на палубу. Вскоре огонь охватил большую часть яхты, Марвины вынуждены были покинуть судно, воспользовавшись надувным спасательным плотиком. В море свирепствовал штормовой ветер, пламя горящей яхты освещало грозные валы. На глазах у Джона и Патриции «Саксон Стил» медленно пошла на дно: видимо, расплавилась пластмассовая арматура на соединениях трубопроводов систем, сообщающихся с забортным пространством.
Шесть часов носило плот по волнам. Под утро его едва не утопил большой траулер, вахтенные которого не обратили внимания на огни фальшфейеров. Показавшиеся на горизонте ходовые огни следующего судна стали, по счастью, быстро приближаться. Это оказался испанский траулер «Саландино Пардо». Однако ночные испытания с подходом спасателей не окончились. Сильная волна затрудняла подъем потерпевших на борт траулера. После нескольких безуспешных попыток протолкнуть маленькую Ли в открытый лацпорт в фальшборте Джон выхватил ее из рук матери и бросил на протянутые руки моряков. С помощью канатов, переданных с борта судна, удалось кое-как перебраться туда Патриции и Джону.
Испытания той ужасной ночи не охладили энтузиазма молодых англичан, и вот они снова в океане — теперь уже на борту новой пластмассовой яхты со скуловыми килями.
Судьба серебряного секстана
В ПНР опубликовано решение жюри, ежегодно присуждающего высшие награды яхтсменам — Приз за «Рейс года», учрежденный газетой «Глос выбжежа» («Голос побережья») и «Серебряный секстан», учрежденный морским министром страны. Члены жюри под председательством капитана К. Юркевича, много лет командовавшего парусником «Дар Поможа», подвели итоги польского парусного сезона 1978 года, тщательно рассмотрели представление Польского союза яхтсменов.
Оба главных приза вручены капитану яхты «Мазурек» Кристине Хойновской-Лискевич за одиночный рейс вокруг света.
II приз вручен капитану яхты «Норд-III» Анджею Урбанчику (автору переведенной на русский язык книги «В одиночку через океан», М., «Прогресс», 1974) за одиночной рейс через северную часть Тихого океана по трассе: Сан-Франциско — Иокогама — Токио — Сан-Франциско;
III приз вручен капитану яхты «Сонда» Константину Пеляку за рейс на Шпицберген.
Кроме того, специальными призами были награждены; капитан яхты «Зев можа» Кшиштоф Барановский — бронзовый призер регаты Операции Парус-78; капитан яхты «Капитан-II» Петр Бигай — за трансатлантический рейс, во время которого он преодолел около 2000 миль без вышедшего из Строя руля; капитан яхты «Торнадо» Тадеуш Сивцов — победитель регаты Операции Парус-78; капитан яхты «Завиша Чарны» Янош Збераевский за рейс на Кубу и участие в фестивале молодежи.
Отмечены также плавания капитана Дариуша Богуцкого на яхте «Гедания» до о. Ян-Майен и вокруг Исландии; капитана Здзислава Паски на яхте «Магнолия» вокруг Исландии с форсированием на обратном пути пролива Пентленд-Ферт, а также капитана Анджея Древниковского на яхте «Ванда» за рейс к Исландии.
Уже сам перечень отмеченных маршрутов свидетельствует о том, что мастерство польских яхтсменов совершенствуется из года в год. Ярчайшим показателем этого явится и безостановочный («нон стоп») кругосветный рейс капитана X. Яскулы на «Даре Пшемысля».
«Спид сэйл»
Еще один вариант применения виндсерферовского паруса на суше: 33-летний французский спортсмен Арно де Роснэ «изобрел» четырехколесную пляжную яхту с таким вооружением. Площадь паруса — 6 м2, длина доски — около 2 м, вес снаряда — около 20 кг.
В порядке испытания и, естественно, в рекламных целях изобретатель преодолел 1300 км по плотным пескам северо-западной Африки за 12 дней. Средняя скорость — 20 км/ч, максимальная 60. Фотохроника ТАСС.
Новости УИМ
Чемпионы мира и Европы
Приводим официальную таблицу с именами чемпионов мира и Европы (на конец 1978 г.), опубликованную в бюллетене УИМ за № 167.
Указано количество очков, набранных победителями соответствующих чемпионатов в серии гонок (сумма трех лучших из четырех).
Старейшее в мире судно в опасности
Самое древнее судно, которое дошло до наших дней, — 4600-летний корабль, который обнаружен археологами вблизи пирамиды Хеопса (см. сборник №62).
Вот уже 25 лет судно «временно» находится в музейном помещении, в котором нет специальных условий для его хранения. В результате кедровая древесина, из которой изготовлен корабль, начинает разрушаться.
Реставратор судна — Жак Ахмед Юсеф — заявил, что если не будут приняты соответствующие меры, то через 10 лет этот корабль, представляющий огромный интерес, окончательно разрушится.
На снимке — судно фараона.