С продукцией предприятия хорошо знакомы яхтсмены нашей страны — яхты и катера с фирменной маркой судоверфи ВЦСПС плавают по всем морям Союза, включая Дальневосточные воды и Среднюю Азию, Сибирь и крайний Север.
Однако сама верфь за прошедшие годы подвергалась лишь незначительным изменениям. Те, кто бывал на ней еще в довоенные годы, легко узнают все те же стапельный цех, корпус механического участка и другие постройки. Не намного отличается от довоенной и технология производства деревянных судов (разве что широко стали применяться клей и фанера; вместо парусины появился лавсан).
Разумеется, прежнее качество постройки судов уже не может удовлетворять наших яхтсменов. Расширился район плавания крейсерских яхт. Гораздо более высоким стал спортивный уровень парусных гонок. Назрела настоятельная необходимость коренной перестройки производства, к которой верфь уже приступила.
В канун юбилея судоверфи редакция обратилась к ее директору Анатолию Андреевичу Кулакову с просьбой ответить на ряд вопросов.
Редакция: Хороню известно, каким большим спросом пользуются в нашей стране спортивные парусные суда практически всех классов. К парусному спорту, полному романтики, дающему человеку радость общения с природой, тянется молодежь. Каков вклад судоверфи в пополнение парусного флота страны в текущей пятилетке?
А. А. Кулаков: Да, потребность в нашей продукции есть и постоянно возрастает — мы это реально ощущаем по росту количества заказов. Известным образом это является и показателем повышения качества судов, выпускаемых верфью. Если еще три-четыре года назад с реализацией судов ряда классов мы испытывали некоторые затруднения, то теперь нам приходится устанавливать очередность в удовлетворении заказов организаций на все суда.
Сейчас верфь выпускает парусные суда одновременно шести различных классов, в том числе и таких сугубо молодежных, как виндсерфер и «ОК-Динги». Годовой выпуск составляет 356 единиц, однако это лишь немногим более половины того количества судов, которое нам заказали. Увеличить же выпуск судов в полтора-два раза в настоящее время — до окончания реконструкции производства — мы, к сожалению, возможности не имеем.
Редакция: Каким образом претворяется в жизнь одна из важнейших задач пятилетки — повышение качества продукции?
А. А. Кулаков: Долгое время судоверфь работала по старинке. Недостаточно внимания уделялось технологической проработке проектов, внедрению прогрессивной технологии в производство.
Сейчас наши главные задачи — укрепление технических служб верфи, ее конструкторского бюро. Руководство ВС ДСО профсоюзов с пониманием отнеслось к предложению о реорганизации верфи и созданию базы по испытаниям судов. Надеемся, что окончательно вопрос будет решен в ближайшее время.
В КБ нашей верфи плодотворно трудятся опытные яхтсмены — конструкторы В. В. Чайкин и А. Б. Карпов. Теперь состав КБ пополнился квалифицированными инженерами-кораблестроителями — главным конструктором верфи В. Б. Осипчуком, ведущими конструкторами В. Г. Петровым, А. К. Крупновым, В. Н. Заведеевым. В помощь конструкторам придана экспериментальная группа высококвалифицированных рабочих: это даст реальную основу проектным разработкам.
Большинство наших конструкторов и рабочих-экспериментаторов — опытные яхтсмены, способные на высоком профессиональном уровне проводить любые испытания и отработку опытных лодок.
Нам помогают многие научно-исследовательские организации страны, такие как ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЛКИ, НКИ, НПО «Ритм», Харьковский авиационный институт.
Важная задача, в выполнении которой мы видим путь к повышению качества продукции, — применение высококачественных материалов и комплектующих изделий. Этот вопрос для деревянного судостроения исключительно сложен, особенно, если идет речь о постройке гоночных судов высокого класса. Сегодня верфь стабильно снабжается высококачественной древесиной хвойных пород; хуже обстоит дело со снабжением дубом и ясенем — этот материал поступает короткомерным и не всегда кондиционным.
Совместно с Владимирским НИИ синтетических смол ведем работу но замене токсичного и недостаточно долговечного клея ВИАМ-БЗ новыми составами. Для изготовления металлических деталей широко используем нержавеющую сталь. В ближайшее время весь стоячий такелаж парусных судов будет изготавливаться только из нержавеющих стальных тросов. На наших швертботах уже применяется рангоут из легкосплавных прессованных профилей, поставляемых нам предприятиями авиационной промышленности. В будущем рассчитываем получать такие же профили для всех классов яхт и швертботов, выпускаемых верфью.
Большая работа проводится по обновлению оборудования. Руководство ВЦСПС п ВС ДСО профсоюзов — тт. В. Ф. Богатиков, Н. И. Хромов, М. Т. Стрельцова — помотает предприятию. Многое нам уже удалось сделать.
Редакция: Вопросы качества неразрывно связаны с конструкторскими поисками, созданием задела конструкторских и исследовательских работ на будущее. Что делается в этом направлении?
А. А. Кулаков: Главной заботой конструкторов является обновление ассортимента судов, выпускаемых верфью, и выведение их на уровень современного мирового спортсудостроения.
Сейчас мы работаем, в частности, над проектом новой крейсерско-гоночной яхты (ведущий конструктор В. В. Чайкин). Новая яхта по проектным показателям не уступает лучшим «однотонникам» мира, однако о реальном воплощении проекта можно будет судить только по опыту плавания и, конечно, участия в соревнованиях такого ранга, как гонки на Кубок Балтики, организуемые редакцией. Экспериментальный образец яхты испытаем этим летом, серийный выпуск планируется начать с 1979 г.
В дальнейшем наше КБ предполагает работать над созданием крейсерско-гоночной яхты I класса IOR, предназначенной для участия в океанских гонках. Мы надеемся увидеть на воде экспериментальный образец такой яхты в навигацию 1979 г.
Не забываем и о совершенствовании спортивно-разъездных катеров. Проектом нового катера «ЛС-6» (ведущий конструктор А. К. Крупнов) предусматривается возможность постройки на базе одного корпуса различных модификаций — спасательного, патрульного, разъездного, туристского катера и т. д.
Другая задача, которую решают сейчас конструкторы и технологи верфи — переход на серийный выпуск гоночных парусных лодок высокого качества. В первую очередь разрабатываем новый проект катамарана класса «В», который будет уже настоящим «Торнадо», отвечающим всем требованиям международной ассоциации класса. С этой целью верфь приобретает автоклав, в котором можно будет формовать высококачественные скорлупные корпуса, добивается поставок профилей для рангоута и соединительных балок. Серийный выпуск новых катамаранов планируем начать весной 1979 г.
Кроме работ по созданию новых проектов, конструкторы верфи ведут трудоемкую и кропотливую повседневную работу по стандартизации и корректировке рабочей документации.
Редакция: Некоторые образцы спортивных судов олимпийских классов, построенных на верфи («Летучий Голландец», «Звездник», катамаран), получили высокую оценку наших и зарубежных яхтсменов. Чем порадует верфь асов парусного спорта в ближайшем будущем?
А. А. Кулаков: Говоря об отечественных лодках олимпийских классов, не уступающих лучшим мировым образцам, вы имеете в виду лодки, построенные в индивидуальном порядке. Это так называемые «спецзаказы», которые и сегодня строятся на верфи. Так, мы выпускаем в год четыре — шесть «Летучих Голландцев», качество которых значительно выше серийных лодок благодаря применению импортных материалов и значительному увеличению трудоемкости постройки. К сожалению, увеличение количества судов такого класса сдерживается отсутствием стабильных поставок ряда импортных материалов (красное дерево, спрус, дакрон, профили из высокопрочных алюминиевых сплавов) и комплектующих изделий.
Редакция: Расскажите немного о планах реконструкции верфи.
А. А. Кулаков: Начало реконструкции судоверфи предусмотрено планом X пятилетки. Выполнение всех работ займет пять лет, капитальные вложения составят 6 млн. рублей. В процессе этих работ будут полностью обновлены наши основные фонды — общая площадь производственных сооружений увеличится вдвое. Будет создано, по сути дела, совершенно новое специализированное предприятие с максимальным внедрением механизированного труда. Реконструкция будет осуществляться без остановки производства и снижения плана выпуска судов. Мы надеемся, что проектанты, разрабатывающие план реконструкции (Институт ЛЕНЗНИИЭП), и Трест № 104 Главленинградстроя нас не подведут!
Редакция: Претворение в жизнь всех этих планов было бы невозможно без рабочих высокой квалификации. Расскажите немного о лучших рабочих верфи, ее ветеранах, которые готовят кадры довольно редких в наше время профессий шлюпочнпка, судового сборщика и др.
А. А. Кулаков: Наша верфь сейчас — одно из весьма немногочисленных в стране предприятий деревянного судостроения. У нас работают специалисты, действительно, уникальных профессий и к ним мы относимся очень бережно.
Так, с 1940 г. работает на верфи Николай Яковлевич Картонов — шлюпочник высокой квалификации, возглавляющий сейчас бригаду по сборке яхт. Он награжден Орденом трудовой славы III степени и медалью «За доблестный труд», неоднократно награждался почетными грамотами.
Имя Виталия Филипповича Романова — мастера спорта СССР, выступавшего еще несколько лет назад в классе катамаранов, хорошо известно спортсменам Союза. На верфь пришел учеником шлюпочника тридцать один год назад. Сейчас — судосборщик 6-го разряда.
Медалью «За доблестный труд» отмечена трудовая деятельность на верфи с 1940 г. Михаила Васильевича Чаброва — судосборщика высокой квалификации.
Свой опыт и мастерство работы с деревом передают молодежи бригадиры А. Н. Закаржевский и В. Я. Михайлов, судосборщики Е. М. Никитин и А. Н. Рябцев. Все это — ветераны, проработавшие на нашем предприятии по 25—30 лет.
Редакция благодарит А. А. Кулакова за интервью и от имени читателей «Катеров и яхт» желает коллективу судоверфи успешного претворения в жизнь всех творческих замыслов!