Бетон изобрели в Древнем Риме и... на много столетий забыли. В прошлом вене первооткрывателем этого строительного материала стал француз — садовник Жозеф Манье. И случилось так, что он же был первым, кто использовал бетон для постройки лодки.
Впервые Манье показал лодку из бетона на Всемирной выставке в Париже в 1854 г.; он развозил на ней тюльпаны и розы. Однажды Манье при неудачном подходе к берегу поломал борт при ударе о каменную стенку причала. Пришлось начинать все сначала — делать новую лодку. Помешивая раствор случайно подвернувшимся под руку металлическим прутом, он заметил, что раствор хорошо прилипает к железу. Это и навело Манье на мысль укрепить борта прутками. Таким образом он стал создателем первого железобетонного судна, которое, кстати сказать, проплавало свыше 50 лет!
Серийное изготовление грузовых судов — каботажных барж из железобетона началось в Италии в 1896 г. под руководством инженера Кабеллини.
Первое железобетонное парусное судно — шхуна «Гретхен» — было построено в США в 1892 г. Длина ее корпуса достигала 19,5 м при ширине на миделе 4,9 м. Эта шхуна регулярно ходила на 350-мильной линии между устьем Гудзона и мысом Хаттерас.
В нашей стране применение железобетона при постройке малых судов имеет уже по крайней мере 70-летнюю традицию. Во всяком случае, в 1908 г. петербургская строительная контора «Железобетон» рекламировала и демонстрировала на плаву отформованные из этого материала 4,2-метровую морскую и 3,2-метровую речную шлюпки, по виду очень напоминавшие обычный «фофан». Известно также, что несколькими годами позже та же фирма снова показывала свои шлюпки на Большой Невке. Одна из них была выставлена на берегу, а вторая — спущена для испытаний на ходу. Специалисты-моряки отмечали, что она хорошо держится на воде и легко идет на веслах, хотя толщина оболочки ее достигала 35—50 мм. Тогда же сообщалось о планах постройки железобетонных барж на 200 т.
Вопрос об использовании этого материала для постройки парусных яхт был поднят впервые на страницах журнала «Рулевой» в начале 1915 г. (см. № 1). Любопытно, что автор посвященной этой теме редакционной статьи предлагал всю надводную часть железобетонной яхты строить из дерева. «Абсолютно исключаются течь, гниль, ржавчина, шпаклевка и окраска, — писал автор, перечисляя преимущества железобетона, — с таким корпусом можно безопасно налетать на камни: крепость и прочность его по сравнению с деревянным — несравнима».
Автор мечтал, чтобы поскорее «нашлись талантливые люди, которые осуществили бы эту идею в жизнь»...