Вега — одна из наиболее ярких и красивых звезд северного небосвода. Она настолько хорошо заметна, что начинающие изучать звездное небо с самых первых занятий умеют ее найти, моряки с помощью Веги издавна определяли место судна в открытом море.
Именем этой голубой звезды часто называли и называют морские суда. Многие из них оставили о себе добрую память. Так, вошла в историю мореплавания и особенно — в историю освоения Арктики «Вега» А. Э. Норденшельда — первое судно, прошедшее Северным морским путем с запада на восток с одной зимовкой. Было это сто лет назад. И представляла собой знаменитая «Вега» самое обычное зверобойное судно водоизмещением 357 т, вооруженное баркентиной и имевшее паровую машину мощностью всего 60 л. с.
Сейчас в нашем флоте носят такое же название несколько яхт и три судна — небольшой танкер, траулер-завод и учебный парусник Таллинского мореходного училища, о котором я и хочу рассказать поподробнее. Он унаследовал свое имя от другого учебного парусника — «Веги» довоенной, которая также заслуживает отдельного рассказа о ней.
«Вега» (прежнее название «Таара») — была трехмачтовой баркентиной, построенной в Лифляндии — как называли когда-то Латвию, в Айнажи, в 1902 г. Баркентина была одним из крупнейших судов, сооруженных местными мастерами. Она имела добротный корпус. В конструкции ее был целый ряд любопытных нововведений, которые, кстати сказать, считаются более поздними изобретениями и получили развитие только в наши дни. Так, в скулах и кормовом подзоре были прорезаны небольшие люки для горизонтальной погрузки — через них втаскивали длинномеры (стволы ценных пород дерева и т. п.). Когда погрузка заканчивалась, люки задраивали, конопатили, засмаливали, а уже после этого судно снималось в рейс...
Капитан Тыртов, когда-то ходивший на баркентине одним из шести положенных по штату матросов, рассказывает, что во времена нэпа «Таара» арендовалась частными лицами. Двигателя не было, так что под парусами приходилось, например, подниматься по Эльбе до Альтоны или по Маасу до Роттердама. Был и такой случай, когда капитан, получив в одном из голландских портов слишком маленький фрахт, отказался выдать команде (11 чел.) зарплату и пришлось обращаться к советскому консулу, чтобы он заставил капитана расплатиться. В конце концов эксплуатация парусника стала и вовсе невыгодной, с декабря 1925 г. «Таара» и другое похожее на нее судно «Маац» были поставлены на прикол на Масляном буяне — в Ленинграде. Позднее, в 1926—1927 гг. «Совторгфлот» продал «Таару» (за 4000 рублей!) Управлению морских учебных заведений. Из двух судов кое-как вооружили одно, переименовали его в «Вегу» и передали Ростовскому морскому техникуму.
Запущено было судно настолько, что когда приехала команда принимать его, боцман, только посмотрев на «Вегу» с берега и заметив огромную крысу, по-хозяйски спускающуюся по швартову, повернул обратно на вокзал. Остальные же горячо взялись за дело.
После переоборудования части грузовых помещений в кубрики «Вега» стала принимать одновременно по 102 курсанта при штатном экипаже 38 человек, хотя по существу представляла собой небольшое судно водоизмещением 1100 т. Длина максимальная составляла — 61 м, между перпендикулярами — 44 м, ширина — 10,2 м, осадка средняя — 4,2 м. Полная площадь ее 15 парусов доходила до 1200 м2.
В августе 1928 г. «Вега» под командованием капитана Г. С. Коновалова вышла из Ленинграда в переход вокруг Европы к порту приписки. В составе экипажа было немало моряков, ставших затем известными; некоторым из них, например, Н. С. Зиновьеву, Ф. А. Самойлову, довелось и командовать «Вегой» в последующие годы ее эксплуатации. Из-за штормовых встречных ветров — лавировка в Английском канале заняла более двух недель — «Вега» пришла в Ростов только в октябре.
В общей сложности этот переход занял три месяца и три недели.
В течение восьми лет «Вега» служила не только учебным, но и, как мы говорим сейчас, учебно-производственным судном. В честности, она доставляла в порты Ближнего Востока керосин в банках (об этом вспоминает бывший подшкипер «Веги» В. Гравер в статье, опубликованной в журн. «Морской флот» № 4 за 1978 г.).
Плавания «Веги» в Азовском, Черном и Средиземном морях продолжались вплоть до грозного 1941 г. За 13 учебных навигаций на борту старой «Веги» прошло практику более 2000 курсантов морских учебных заведений страны, так что у многих нынешних капитанов с нею связаны воспоминания юности.
Во время войны баркентина, приняв на борт эвакуируемое заводское оборудование, вышла из Ростова на Черное море. «Вега» под командованием капитана В. Б. Скворковского, удачно пройдя вдоль берегов Азовского моря, уже оккупированных гитлеровскими захватчиками, вошла в Керченский пролив и здесь заштилела. Тяжело груженный парусник течением занесло на Железную банку, корпус получил повреждения. С большим трудом добрались до Геленджика, где судно и затонуло у самого причала. Впоследствии корпус его и был превращен в продолжение этого причала...
Сразу же после войны, когда очень остро встал вопрос подготовки новых кадров для восстанавливаемого и растущего торгового флота, по нашему заказу на верфях «Лайватеолиисуус» (Финляндия) было построено несколько деревянных парусно-моторных учебных шхун и баркентин, практически мало отличающихся от грузовых судов, строившихся для нас в течение ряда предыдущих лет. Одна из них для преемственности традиций и была названа «Вегой».
Этому судну в прошлом году исполнилось 25 лет. Все деревянные парусники строились верфью с расчетом на эксплуатацию в течение 20 лет. На сегодня «Вега» и «Кодор» остались единственными, которые еще находятся в строю. Нельзя сказать, что «Веге» везло. Так, в августе 1959 г., когда баркентина ремонтировалась в Локсе, разразился жестокий шторм. Вместе с паромом «Суурупи», возле которого «Вега» стояла лагом, ее сорвало со швартовов и навалило на теплоход «Уральск». В результате на протяжении половины длины корпуса (до 21 м!) оказались переломанными топтимберсы, сорвана обшивка. Казалось бы, подобные повреждения должны вывести судно из эксплуатации досрочно, однако умелые руки рабочих вернули жизнь «Веге».
Одна из причин долголетия «Веги» в том, что набор ее сделан клееным. Фирма, построившая «Вегу», много лет наблюдала за состоянием ее корпуса, так как в то время это был едва ли не самый первый опыт постройки крупного деревянного судна с клееным набором.
Нынешняя «Вега» имеет водоизмещение 595 т. Ее максимальная длина — 53 м, длина между перпендикулярами — 37,5 м; ширина — 8,97 м; осадка — 3,5 м. Площадь 14 парусов — 822 м2. Мощность вспомогательного двигателя, обеспечивающего скорость 7,5 уз, 300 л. с. При экипаже 22 человека судно имеет 4В мест для курсантов. (Конечно, условия для них гораздо лучше, чем на наших довоенных парусниках.)
По сообщению капитана УПС «Вега» А. Э. Рауда, на ее борту к началу навигации 1977 г. прошло практику в общей сложности 299В курсантов мореходных училищ и школ.
Интересно, что обе «Веги» можно назвать «судами-артистами». Так, довоенная «Вега» снималась на Черном море в фильме «Дети капитана Гранта», послевоенная — в фильмах «Закон Антарктиды», «Гамлет» и других.