В 1973 г. перед зеленогорскими городскими властями встал вопрос о судьбе существовавшей здесь «стихийной» лодочной стоянки. Разномастные рундуки и валяющиеся; на песке лодки никак не украшали всесоюзный курорт, раскинувшийся среди сосен и дюн. Снести и запретить — казалось единственно правильным решением. Но как быть с сотнями любителей отдыха на воде?
Н. А. Собинин — в прошлом военный моряк предложил организовать лодочный кооператив по строительству благоустроенной стоянки. Ни собственного опыта, ни подходящего примера не было. Была только уверенность, что дело это нужное и важное. Для начала пришлось поездить, посмотреть. Кстати сказать, ни на Волге, ни на Черном море, ни в Прибалтике не привелось видеть такой стоянки, которую захотелось бы повторить «один к одному». «Пожалуй, больше других понравился мне рижский лодочный кооператив «Нептун», — вспоминает Николай Афанасьевич, — но в его организации нас многое не устраивало».
На 25 мая 1974 г. было назначено организационное собрание будущего кооператива. Придут или нет судоводители-любители, откликнутся или не поверят? — волновался тогда Собинин. В тот день было подано 242 заявления!
Идея нашла поддержку у заместителя председателя Зеленогорского горисполкома Б. С. Филатова, который много сделал для организации кооператива. Теперь слово было за ГлавАПУ Ленгорсовета, которое должно было выделить земельный участок на берегу. Вопрос это был не простой. Больше года велась переписка, пока в начале 1975 г. кооперативу не отвели в аренду на 10 лет участок в полгектара.
Потребовался проект будущей стоянки — без него никто начинать строительство, естественно, не разрешал. Не один его вариант отвергли, прежде чем был утвержден проект, выполненный 15-й мастерской института «Ленпроект», руководимой Н. М. Захарьиной. Отвечая за архитектуру всей курортной зоны, авторы проекта позаботились, чтобы лодочная стоянка имела привлекательный вид, органично вписалась в пейзаж и притом не пришлось бы рубить ни одного дерева.
От организационных вопросов теперь пришлось переходить к хозяйственным. Кирпич, цемент, пиломатериалы — все было проблемой. Не раз приходилось обращаться за помощью к городским организациям, к соседним предприятиям и стройкам: кто отказывал, кто помогал «в порядке оказания технической помощи», кто «входил в долю», требуя отвести своим коллективам физкультуры боксы на будущей стоянке...
В ноябре 1975 г. строительство в основном было закончено.
Было построено 77 кирпичных боксов — каждый на двух владельцев лодок; помещение размером ЗХ1,8 м они могли оборудовать по своему усмотрению, поставить стеллаж, верстак, шкаф и даже койку.
Появились помещение правления и наблюдательная вышка, причем в соответствии с проектом основой при строительстве послужили заброшенные остатки береговых сооружений. Имеются бетонированная площадка, специальные стеллажи для хранения лодок на берегу (причалов нет) и рельсовые пути, по которым ходят две тележки с грузовой стрелой. Оборудован склад ГСМ. Проведено электричество, телефон.
Члены кооператива работали на стройке каждую субботу. Все, за исключением работ, требующих самой высокой квалификации, сделано нх руками. И сделано так, что члены приемной комиссии единодушно постановили вписать в акт редкую оценку — отлично.
Паевой взнос составил 115 руб., ежемесячная плата — 3 руб. в течение всего года. Набегающая за год сумма — около 5 тыс. руб. идет на оплату аренды и коммунальных услуг, на зарплату четырех сторожей (по 60 руб. в месяц), а также председателя (40 руб.) и казначея (20 руб.). Раз в полгода правление (5 чел.) отчитывается перед общим собранием членов кооператива; до этого работу правления проверяет ревизионная комиссия (3 чел.).
На сегодня на стоянке зарегистрировано 120 судов. Если они выходят ненадолго и недалеко, то владельцы сдают вахтенному жетоны с номером бокса. Если же отправляются в двухдневный или более продолжительный поход, делают соответствующую запись в вахтенном журнале.
Любое нарушение правил на воде или на территории разбирается правлением, которое вправе в соответствии с уставом злостных нарушителей из кооператива исключать.
Среди членов кооператива 8 общественных инспекторов НТИ.
Забот у бессменного председателя кооператива Н. А. Собинина не убавилось и сейчас — через три года после организации стоянки. Она будет расширяться, благоустраиваться.
Много хлопот доставляют волны, постоянно подмывающие побережье и рельсовую дорогу, налетающие с моря штормы.