Любопытный парусник можно было встретить недавно у африканских берегов. Речь идет о тримаране, задуманном и построенном группой польских любителей. Польские яхты явно начинают обращать на себя внимание: только что весь парусный мир говорил о «Спаниеле» — звезде ОСТАР-76, и вот теперь — рассчитанный на трансатлантические плавания тримаран «Ретман-II».
Необычность этого тримарана в его вооружении. Автор проекта Людомир Жавничка установил на нем два одинаковых жестких поворотных крыла площадью по 10 м2, имеющих симметричный профиль. На этих крыльях, как на мачтах, могут быть подняты два обычных стакселя и спинакер.
Судно построено в Центральной школе юных моряков в Лодзи из стеклопластика. Длина его — 15,26 м, общая ширина — 10,06 м, водоизмещение — 3,2 т. Судно сделано непотопляемым. В случае опрокидывания крылья, имеющие плавучесть, препятствуют полному перевороту тримарана: судно легко ставится в нормальное положение и после регулировки вант может продолжить путь. При демонстрации возможностей «Ретмана-II» технической комиссии со спрямлением тримарана довольно быстро справился один человек.
Попутно можно отметить, что получить разрешение на выход «Ретмана-II» в первое плавание было нелегко: ведь это первый тримаран океанского плавания, созданный в Польше. Необычному паруснику пришлось пройти длительную и всестороннюю проверку, прежде чем капитан Войтек Жезерский с командой из двух человек (включая его жену) смог выйти из Гдыни.
«Ретман-II» посетил Плимут, а затем направился к берегам Африки. Бискайский залив устроил ему суровый экзамен 10-балльным штормом: крылатый тримаран выдержал его великолепно и даже смог нести мягкие паруса — штормовые стакселя. Новая польская яхта побывала в Касабланке, на Канарских островах и Мадейре и благополучно вернулась в родные воды Балтики.
Возможно «Ретмзн-II» снова придет в Плимут в 1980 г. — на старт VI гонок через Атлантику.