Симпозиум, организованный по инициативе Черноморского межобластного правления НТО им. акад. А. Н. Крылова, состоялся 3—5 сентября 1976 года в г. Николаеве. Его 50 участников, в числе которых один доктор и восемь кандидатов технических наук, представляли десять городов нашей страны (Горький, Киев, Ленинград, Москва, Николаев, Рига, Самарканд, Таллин, Тольятти и Харьков).
По числу и составу участников, а главное, по научному уровню прочитанных докладов, симпозиум явился крупнейшей творческой встречей из четырех, состоявшихся в последние 15 лет и посвященных научным разработкам в области парусных яхт.
Обобщению современных тенденций в строительстве парусных яхт был посвящен доклад Ю. С. Крючкова и М. М. Назарова. Отмечается удешевление яхт, предназначенных для широкого круга любителей, и, в то же время, удорожание гоночных и крейсерско-гоночных судов.
В конструкции яхт наметился очевидный переход к обводам корпуса с «плавниковым» килем, проводятся попытки внедрения бульбовых образований носовой оконечности корпусов.
Пластик и алюминиево-магниевые сплавы окончательно вытесняют такие традиционные материалы для постройки яхт, как дерево и сталь. Наметилась тенденция к постройке классных яхт — с фиксированной величиной гоночного балла — 1/4-, 1/2-, 3/4-, 1-, 2-«тоников».
В области аэродинамики предпочтение отдается высокоэффективному парусному вооружению с топовыми стакселями, находит применение чисто стаксельное вооружение, надводной части корпуса придаются хорошо обтекаемые формы.
Остальные доклады, а их было около 30, были посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям в области механики парусных судов (общая механика движения, гидромеханика и строительная механика), проектным исследованиям, новым проектам яхт.
В докладах д. т. н. Ю. С. Крючкова рассмотрены теоретические основы механики яхт. Оценены на основе изучения фундаментальных законов движения резервы и перспективы дальнейшего роста скоростей парусных судов. Показано преимущество паруса перед ветродвигателями. Сделай вывод о нецелесообразности учета предварительного натяжения такелажа при расчете рангоута и такелажа на прочность.
Большой интерес вызвал доклад Л. В. Забурдаева о выполненной им корректировке уравнений равномерного движения парусной яхты и предварительных результатах испытаний серии моделей «полутонкиков» в опытовом бассейне НКИ. Участники симпозиума смогли ознакомиться с оригинальной конструкцией тележки, разработанной Л. В. Забурдаевым и предназначенной для буксировки моделей яхт с креном и дрейфом.
Несколько интересных докладов представлены кандидатами технических наук П. Г. Азраамеико и Е. П. Ударцевым. Большая экспериментально-теоретическая работа авторов по исследованию бульбовых образований позволяет сделать вывод об их целесообразности с точки зрения заметного снижения волнового сопротивления на некоторых скоростях движения. На основании анализа законов аэродинамики крыла предложена новая компоновка плавникового киля, руля и носового бульба. Оригинальные идеи авторов нашли отражение в проекте полутонника, головной образец которого проходил испытания осенью прошлого года.
Теоретические вопросы ходкости яхт и методика расчета боковой гидродинамической силы корпуса и киля рассмотрены в докладах Г. В. Андерсона. Автор пришел к выводу о целесообразности отклонения триммера киля под ветер в слабый ветер и на ветер — в сильный.
Е. С. Гринвальд доложил присутствующим об оценке ходкости и мореходности гоночного катамарана класса «Торнадо» по результатам буксировочных испытаний моделей.
Несколько докладов было посвящено результатам исследований, проведенных с использованием ЭВМ. Программа, составленная М. М. Назаровым и его коллегами, обеспечивает автоматизированное проектирование (по выбранному прототипу) яхты с требуемым гоночным баллом и вычерчивание ее теоретического чертежа с помощью графической приставки.
Опытом проектирования, постройки и испытаний «водолета» — яхты на подводных крыльях — поделились Э. А. Станчук и А. В. Данцлко. Доклад А. О. Эглайса был посвящен анализу эксплуатационных характеристик тримаранов и катамаранов.
Интересна попытка Б. О. Гохмана (ЛКИ) применить математический аппарат корреляционного анализа к оценке статистических зависимостей между размерениями яхт. Привлечение дополнительных статистических материалов даст возможность скорректировать и повысить достоверность полученных выводов.
Конструктор первых в нашей стране армоцементных яхт Н. А. Фролов поделился опытом проектирований и постройки в г. Тольятти 11-метрового двухмачтового крейсерского катамарана.
О возросшем уровне экспериментальных работ на натурных судах говорят испытания харьковчан (С. В. Елистратов), проведенные в морских условиях на гоночном швертботе «Летучий голландец» с целью изучения нагруженности его конструкции.
Ю. И. Воскобойников познакомил участников симпозиума с проектом двухмачтовой 13-тонной яхты «Диана», с особенностями технологии изготовления корпусов, свариваемых из алюминиево-магниевого сплава.
На симпозиуме были объявлены результаты конкурса на лучшую работу в области исследования и проектирования парусных судов. Первое место по разделу проектирования и постройки жюри присудило А. О. Эглайсу (г. Рига) за конструирование серии катамаранов «Гауя» и последующих проектов, по исследованиям — Л. В. 3абурдаеву (г. Николаев) за создание экспериментальной установки для испытаний моделей яхт и испытания серии моделей.
Представители г. Киева предложили провести следующий симпозиум в 1977 г. на базе Киевского института инженеров гражданской авиации.