Свыше 300 больших и малых рек протекает по нашей Костромской области, а по площади она больше, чем такие государства, как Дания или Бельгия. Богаты рыбой Галичское и Чухломское озера, широко и раздольно Костромское водохранилище, красива Волга. Не удивительно, что большая часть костромичей посвящает свой досуг водному туризму и спорту, рыбалке; резко увеличилось за последнее время количество владельцев катеров и моторных лодок.
Есть, однако, одно «но» — все больше становится разных ограничений и запрещений, сильнее «гонения» на стоянки в городах. В то же время ко всем другим, в том числе и гораздо более опасным источникам загрязнений, шумов (а также, добавим, колебаний уровня воды) отношение другое: во-первых, существуют четко определенные допустимые нормы, а во-вторых, ведется огромная и планомерная работа, направленная на постепенное уменьшение опасности этих источников для наших водных ресурсов и рыбных богатств. Запретительные меры по отношению к моторкам привели к тому, что теперь никто, видимо, не задумывается ни о разработке научно обоснованных требований к лодочным моторам по вредностям, ни о необходимости всемерно возможного снижения загрязнений и т. п. Чего там усовершенствовать и снижать, когда можно и вовсе запретить!
В продаже имеются моторы, выпускаемые семью-восемью предприятиями, принадлежащими трем различным ведомствам. Изготовляются они каждый по своим ТУ, РСТ или ОСТ, нет ни единого подхода, ни (насколько нам известно) . мощной головной организации, которая могла бы проводить какую-то общую техническую политику. Получается, с одной стороны, разнобой в технико-экономических показателях (например, один мотор тяжелее другого на 16 кг при сравнимой мощности) и отсутствие унификации. А с другой стороны, замедляется технический прогресс, каждому предприятию приходится кустарничать по-своему. Чего же удивляться, что новые модели имеют такую же шумность, как и старые; ни один мотор не снабжен герметической системой питания. Наоборот, в карбюраторах специально проделаны отверстия для стекания топлива в воду, моторы не комплектуются хотя бы простейшими приспособлениями для удаления и заливки в редуктор масла и т. д.
Наверное, назрела необходимость создания государственных стандартов на лодочные моторы, в которых необходимо, на наш взгляд, отразить такие заданные на современном уровне требования, как вес на одну лошадиную силу; удельный расход топлива; уровень шума; уровень вибраций; уровень унификации с другими моторами; безопасность пользования мотором и т. п.
На такой основе можно было бы добиться, чтобы все заводы выпускали высококлассные моторы, не уступающие лучшим мировым образцам, чтобы отдых на воде был еще более приятным, а наши водные просторы оставались чистыми.