«Сто пятьдесят надувных лодок, действующих в качестве спасательных судов у побережья Англии, спасают жизней больше, чем все катера-спасатели традиционного типа», — пишет обозреватель английского журнала «Yachting World» Дэвид Пелли, подчеркивая, что легкие надувные суда незаменимы там, где обладающие большой осадкой спасательные боты бессильны, — на мелководье у берега. А именно в прибрежной зоне, в которой даже при умеренном волнении образуются крупные беспорядочные волны, переворачивающие шлюпки и разбивающие их о камни, и в наши дни происходит немалая доля трагедий.
Национальный королевский институт спасательных катеров (RNLI — Английское общество спасания на водах) начиная с 1963 г. все более широко использует в качестве прибрежных спасательных катеров, базирующихся на береговые станции, надувные моторные лодки. Каковы их преимущества? Прежде всего, их гораздо проще спускать на воду. Легкое суденышко с мощным подвесным мотором обладает большой скоростью, поэтому надувнушки быстрее оказываются в районе несчастного случая. Кроме очень малой осадки имеют важное значение низкий и мягкий надводный борт, позволяющий без осложнений вытаскивать потерпевших из воды, и огромный запас плавучести, обеспечивающий полную безопасность даже тогда, когда судно залито или перегружено спасенными.
Испытательный центр Национального института в Ист-Каусе постоянно вводит различные улучшения в конструкцию принятых на вооружение надувных спасательных судов. Например, на серийных лодках фирмы «Зодиак» (эксплуатируются модели длиной 4,7 и 5,8 м; их скорость и пассажировместимость 21 уз и 8 чел., 24 уз и 15 чел. соответственно) теперь делают «мягкую рубку»: рулевой может управлять стоя, что намного улучшает обзорность. «Рубка» представляет собой что-то вроде клетки из резиновых труб с набивкой. Другое усовершенствование — эластичные балластные танки, которые могут заполняться или опорожняться на ходу: дополнительный балласт улучшает управляемость надувнушки на крутой битой волне.
На традиционной демонстрации новинок Национального института, проводившейся 22 февраля 1977 г. в Ист-Каусе, наибольший интерес вызвал 7-метровый «Атлантик-21» спасательный катер комбинированного типа, имеющий надувные борта и жесткое (стеклопластик) килеватое днище. Приглашенные на выставку журналисты назвали это суденышко «звездой, на десять лет опередившей существующий уровень».
В конструкцию своего нового детища конструкторы Испытательного центра заложили идею дальнейшего увеличения радиуса действия, мореходности, скорости и удобства работы экипажа при сохранении всех классических преимуществ надувнушки. Несколько лет напряженной работы позволили, как писали английские газеты, «вывести новую породу судна с любопытными свойствами».
«Атлантик-21» спускается на воду на тележке по слипу и с двумя серийными 55-сильными «Эвинрудами» развивает скорость 30 уз. Предусмотрено все, чтобы в самых тяжелых условиях экипаж (три человека) мог прийти на помощь терпящим бедствие: имеется новейшее спасательное снаряжение, включая радиостанцию; поиск людей может проводиться даже в темное время суток. На испытаниях «Атлантик-21» с 20 «пострадавшими» на борту показал отличную маневренность при ходе на волне, а затем продемонстрировал возможность выбрасываться прямо на галечный или песчаный берег без всяких повреждений. Это не только самоосушающееся и непотопляемое, но и самовосстанавливающееся судно: если даже его опрокинет волна, оно сразу же (или через нужное время) само встает на ровный киль.
Чтобы моторы могли работать после опрокидывания и спрямления, их полностью герметизировали. Специальный воздухоприемник оборудован клапаном, автоматически закрывающим впускное отверстие при опрокидывании лодки. Другой клапан с запорным шаром и патрубком крепится на выхлопе и надежно перекрывает доступ воды в цилиндры. Кожух мотора оборудован дренажной системой невозвратного действия. Воздушная головка бензобака также имеет невозвратный клапан. Специальный выключатель автоматически отключает систему зажигания на время, пока судно перевернуто. Применены «непроливающиеся» аккумуляторы авиационного типа. Во время демонстрации неоднократного опрокидывания — спрямления моторы немедленно начинали работать, как только «Атлантики приходил в нормальное положение.
Судно восстанавливается, т. е. ставится килем вниз из опрокинутого положения, надувной емкостью, закрепленной на «стойке переворота» — портале в корме. Поскольку емкость благодаря сравнительно большой высоте этого портала довольно высоко поднимает корму с тяжелыми моторами вверх, центр тяжести перевернутой лодки оказывается поднятым достаточно высоко над «центром величины» — точкой приложения равнодействующей сил поддержания воды. Возникает восстанавливающий момент сил, переворачивающий лодку через борт в нормальное положение.
При опрокидывании люди, сидящие в лодке, могут оказаться разбросанными в разные стороны. Чтобы дать им время собраться, лодка может нужное время плавать килем вверх, причем на месте ее будет удерживать плавучий якорь, автоматически срабатывающий при опрокидывании. Когда люди собрались, достаточно потянуть за кольцо на транце, чтобы сработала система надувания восстанавливающей емкости от баллончика с углекислотой и судно встало килем вниз.
«Атлантик-21» выпускается фирмой «Халматик». Полностью оборудованный по стандартам RNLI спасательный катер стоит 19 тыс. фунт. ст. К настоящему времени в эксплуатацию сдано 35 таких судов. Развернуто производство коммерческого, экспортного и военного вариантов. Разрабатывается проект аналогичного судна длиной 9 м.
Компания «Осборн» пошла дальше по тому же пути развития судов смешанной конструкции: на свои 9,15-метровые спасательные катера типа «Пасифик-30» она вместо подвесных моторов ставит стационарные 145-сильные дизеля, обеспечивающие скорость 22 уз и значительно больший, чем у «Атлантика», радиус действия. Ширина «Пасифика» — 2,97 м; осадка — 0,61 м. Днище этого катера имеет обводы глубокое V с продольными реданами в носовой части и многоскулой кормой. Сечения днищевых ветвей шпангоутов от киля до надувного борта — слегка выпуклые. Жесткий корпус выклеивается из шпона, но в дальнейшем производство может быть переведено и на стеклопластик. Система набора смешанная. Корпус разделен на восемь непроницаемых отсеков; отдельно выгорожены топливный и моторный отсеки.
Баллон надувного борта, подковой окаймляющий секцию корпуса, хорошо защищает сидящих в кокпите от брызг. Баллон крепится к фанерному корпусу катера болтами на фланце из нержавеющей стали, что также является новинкой (раньше использовались отдельные стальные полосы). Баллон состоит из девяти отдельных воздушных камер.
Впечатляет простор в кокпите. Петли для ног на палубе, как и прочные ручки, закрепленные вдоль бортов, помогают удержаться внутри судна в штормовом море. В самом носу расположены мощный швартовный битенг и носовая стойка. По правому борту в носу уложен якорь внушительных размеров. Его дректов с участком цепи хранится свернутым на двух рогах из нержавеющей стали, укрепленных под правым бортом; один рог сделан поворотным, что облегчает быструю изготовку якоря к отдаче. По левому борту укреплены весла, спасательное кольцо с линем в легкодоступном кармане.
Консоль пульта управления, расположенная примерно посередине кокпита, выклеена из стеклопластика вместе с основанием сиденья рулевого (на нем сидят верхом) и двумя сиденьями сразу за ним. За сиденьями установлен двигатель — дизель с турбонаддувом «Мэрмейд», работающий на угловую колонку. Кожух имеет толстый слой звукоизоляции, обеспечивающий эффективное снижение шума, а жесткая конструкция днищевой секции в районе установки двигателя способствует снижению вибрации. Два топливных бака из нержавеющей стали емкостью по 68 л закреплены под настилом кокпита. Вентиляция моторного ящика-отсека осуществляется через два больших вентилятора, установленных на верхней части моторного кожуха. Двигатель может работать при полностью залитом кокпите, хотя большие шпигаты в транце обеспечивают очень быстрое осушение катера (дно кокпита находится выше ватерлинии). На корме установлена рама из труб, на которой закреплены навигационные огни; в дальнейшем на ней может крепиться надувной баллон, обеспечивающий быстрое восстановление опрокинутого катера, как на «Атлантике».
На испытаниях опытный образец катера «Пасифик» очень мягко шел по волне, показал хорошую управляемость, на резких поворотах кренился мало. Судно получилось не из дешевых, но фирма рассчитывает, что его будут приобретать не только для спасательной службы, но и для перевозки рабочего персонала и других целей.