В разгар летней навигации — в июле — отмечаются два морских праздника.
День Военно-Морского Флота СССР имеет многолетнюю историю: в этом году его праздновали уже в тридцать девятый раз! Начало свое он ведет от «Дня Красного флота», проведенного в Петрограде в 1921 г. для привлечения внимания трудящихся к восстановлению морских сил. Прошли годы. Победой закончилась Великая Отечественная война, в которой флот — любимое детище народа — с честью выполнил свой долг перед Родиной. Теперь наша страна имеет могучий, оснащенный современным оружием флот. И сегодняшний праздник военных моряков, несущих неусыпную вахту по охране государственных интересов Советского Союза на морях и океанах, — это одновременно и демонстрация всенародной заботы о флоте, и смотр его боеспособности, готовности навести удар по любому агрессору, который осмелится нарушить наш мирный труд.
Установлением праздничных дней, посвященных армии, авиации, флоту, была основана нынешняя славная традиция — проводить ежегодные «профессиональные» праздники, символизирующие всеобщее уважение к людям труда. Тем, что День работников морского и речного флота, отмечаемый ныне лишь во второй раз, был учрежден в то время, когда в Кремле проходил исторический XXV съезд КПСС, особо подчеркнуто признание их важного вклада в решение задач народнохозяйственного строительства. Появление еще одного нового праздника Труда — показатель внимания, которое партия и правительство уделяют водному транспорту и судостроению, морякам, речникам, рабочим портов и верфей.
И не случайно оба морских праздника приходятся на один месяц: это напоминает о неразрывной общности истории наших боевого и торгового флотов. В начале XVIII века Россия, как спущенный на воду новый корабль, вошла в число морских держав мира. Был отвоеван выход к морю. В мае 1703 г. под защитой молодого Балтийского флота был заложен Петербург, а уже в ноябре в устье Невы стало на якорь первое торговое судно. Семью годами позже Петр I приказал выбить медаль с многозначительной надписью: «Навигация в море Балтийском открыта».
А еще через несколько лет повелел: «И чтоб возить все на своих кораблях, которая коммерция великую прибыль принести может». За 200 лет царизма этот указ выполнен не был. Известно, что перед I мировой войной на фрахтование иностранного тоннажа Россия ежегодно тратила 150 млн. руб. Собственный флот был технически отсталым: в 1913 г. свыше 70% морских судов, плававших под флагом России, ходили под парусами, хотя именно русский флот был родиной теплоходостроения; более 80% этих судов имели возраст свыше 15 лет, средняя грузоподъемность их составляла всего 360 г.
История советского флота начинается с ленинского декрета о национализации "тотчас и без выкупа" морских и речных судов всех типов, служащих для перевозки грузов и пассажиров. Общенациональной неделимой собственностью республики объявлялись судоходные предприятия со всем их движимым и недвижимым имуществом. Это было одно из первоочередных мероприятий молодого Советского государства по обобществлению орудий и средств производства, встреченное с восторгом полумиллионной армией рабочих водного транспорта.
Декрет был подписан 23 января (5 февраля) 1918 г. — в трудное для страны время. Шла жестокая борьба с белогвардейцами и интервентами, неистовствовала контрреволюция. Многие суда в составе Азовской. Волжско-Каспийской флотилий и других соединений принимали участие в боях, несколько десятков пароходов погибло. Более 320 судов белогвардейцы угнали за границу. К концу гражданской войны морской торговый флот страны насчитывал менее 300 судов, да и те выглядели жалкими развалинами. Огромный урон понес речной флот: на внутренних водных путях уцелело менее 40% судового состава, свыше 13000 барж и буксиров было затоплено, разбито, сгорело.
С целью скорейшего восстановления судоходства партия сочла необходимым еще в апреле 1920 г. демобилизовать из РККА и направить в пароходства и порты всех специалистов. "Создать такие же чудеса в водном транспорте, какие за два года были сделаны нашей Красной Армией", — призвал моряков и речников В. И. Ленин. И водники делали чудеса — работали, преодолевая разруху, голод и неимоверные трудности, ведя борьбу с саботажем.
В 1924 г. вся деятельность на внутренних и внешних морских путях уже подчинялась единой организации — Совторгфлоту, осуществлявшему руководство работой флота, портов, судоремонтных мастерских. В годы первых пятилеток завершилось восстановление старого тоннажа, была развернута отечественная судостроительная промышленность. Ленинградские рабочие в 1927 г. сдали флоту первые четыре средних лесовоза типа "Товарищ Красин". С 1930 г. верфи страны стали строить крупные лесовозы типа "Старый большевик", рефрижераторные теплоходы типа "Смольный", первые танкеры и ледоколы, грузопассажирские суда для Крымско-Кавказской линии. Если в 1925—1932 гг. промышленность сдала морякам 104 транспортных судна, то за годы второй пятилетки флот получил 210 новых судов — вдвое больше!
Быстрыми темпами развивалось речное хозяйство. Были реконструированы десятки портов, создан глубоководный транзитный путь из Астрахани в Москву, построен Беломорско-Балтийский канал, началась реконструкция Волго-Балта.
Во второй пятилетке торговый флот страны уже смог решать задачу государственной важности: собственным тоннажем обеспечивать основную часть экспортно-импортных перевозок. Когда же в Испания поднял голову фашизм, советские моряки, выполняя свой интернациональный долг, стали совершать героические рейсы в блокированную Испанскую Республику. Франкисты расстреляли и потопили пароход "Комсомол", захватили пароход "Смидович"; попавшие в плев моряки стойко держались в фашистских застенках...
С началом Великой Отечественной войны весь водный транспорт страны перестроился на военный лад. Множество книг, тома исторических материалов рассказывают о героических делах моряков и речников. О тысячах героев, отдавших жизнь в огненных рейсах, помнят в пароходствах, их славными именами называют первоклассные новые суда.
Бессмертен подвиг экипажа ледокольного парохода "А. Сибиряков", вступившего в неравный бой с гитлеровским рейдером "Адмирал Шеер". Торговое судно, вооруженное небольшими пушками, отвлекло на себя огонь линкора, давая возможность каравану уйти от опасности.
Первенец отечественного судостроения "Старый большевик", следовавший в составе конвоя с грузом боеприпасов, был атакован целой армадой бомбардировщиков и торпедоносцев. Экипаж не оставил горящего судна, которое гитлеровцы уверенно включили в список потопленных. Моряки ликвидировали, казалось, неминуемую опасность взрыва и своим ходом довели судно до Мурманска. За этот подвиг трое из них стали Героями Советского Союза.
Бесстрашно сражались с фашистами и те, кто под бомбами и снарядами врага водил суда по речным фарватерам, В декабре 1942 г. "Правда", рассказывая о мужестве и доблести волжских речников, писала: "Никогда наш народ не забудет стойких и бесстрашных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград". Никогда не забудем мы и ладожскую эпопею, в которую речники СЗРП вписали немало славных страниц.
Тяжелый след оставила война. Затопленные суда, взорванные причалы, разрушенные шлюзы. Не теряя ни одного мирного дня работники водного транспорта приступали к восстановлению своего сложного хозяйства. Прошло всего пять лет, и объем перевозок морским транспортом, потерявшим за время войны половину тоннажа — 380 крупных судов, достиг довоенного уровня! А сегодня под советским флагом плавает первоклассный флот — свыше 2800 современных транспортных судов, общая грузоподъемность (дедвейт) которых превысила 15 млн. т. Подчеркнем — это в 30 раз больше, чем дедвейт самоходного флота накануне революции. Советские порты оснащены передовой техникой: практически весь объем погрузочно-разгрузочных работ переложен на плечи машин. Изменились и люди: каждый третий моряк имеет высшее или среднее специальное образование.
Морской флот СССР представляют 17 пароходств, суда которых работают в заграничном и каботажном плавании. Более 1200 портов свыше 120 стран мира регулярно посещают они, работая на всех широтах Мирового океана.
Когда в 1974 г. в связи с 50-легием морской флот был награжден орденом Ленина, ЦК КПСС, Верховный Совет и Совет Министров СССР в своем приветствии отмечали: «Советский морской транспорт в результате постоянной заботы коммунистической партии и советского правительства, самоотверженного труда нашего народа превратился в высокоразвитую отрасль народного хозяйства». Сделано немало — в 1975 г. грузооборот морского транспорта достиг 445 миллиардов тонно-миль, однако предстоит сделать еще больше: заданием на X пятилетку объем перевозок морем намечено увеличить в 1,3 раза!
Гораздо более мощным и технически совершенным стал наш речной флот. Его роль, как и прежде, определяется географическим расположением внутренних водных магистралей, но с появлением на карте Родины новых каналов и морей, с получением новых совершенных судов класса река — море, речники расширяют географию перевозок. Так, суда речного флота стали совершать дальние рейсы в смешанном плавании, посещая внутренние порты стран Западной Европы и Средиземноморья. По внутренним водным путям страны в 1980 г. планируется перевезти свыше 600 млн. т народнохозяйственных грузов. Уже одна эта цифра дает представление о масштабах задач, поставленных планами X пятилетки
Решение больших задач, стоящих перед ВМФ, перед морским н речным флотами страны, неразрывно связано с дальнейшим улучшением морской подготовки молодежи, пропагандой и развитием морских видов спорта.
День Военно-Морского Флота и День работников речного и морского флота отмечают не только экипажи боевых кораблей и транспортных судов, не только портовики и судостроители. Флаги расцвечивания поднимают на сотнях спортивных судов и мачтах яхт-клубов флота и ДСО «Водник». Каждый, кто держит в руках штурвал катера или румпель яхты, также считает эти праздники своими!