Письма читателей подтверждают сделанное в статье предположение, что большинство лодок нашего прогулочного флота используется для рыбной ловли. Все наши корреспонденты согласны и с тем, что проблема специализации для любительского и спортивного ужения рыбы существует, поскольку ни один из выпускающихся сегодня типов лодок не приспособлен для этой цели, а специфические требования рыболова к лодке можно сформулировать и удовлетворить.
Ознакомившись с печатаемой в этом номере подборкой, читатели смогут представить и реальные трудности, стоящие на пути решения этой проблемы: ответ конструкторов ЦКБ «Нептун» дает о них некоторое представление. Однако очевидно и то, что решению вопроса о том, где и как строить, должно предшествовать широкое обсуждение вопроса — что именно строить? Будь то рыболовная модификация серийного «Прогресса» или «Форели» либо совершенно новая модель типа небольшого «джонбота», необходима уверенность в том, что сделанное действительно удовлетворяет запросы сотен тысяч рыболовов-любителей.
Важно четко узнать эти реальные запросы. С этой точки зрения заслуживает поддержки предложение ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова объявить открытый конкурс на лучший проект рыболовной мотолодки и на лучший вариант рыболовной модификации серийной моторки. На наш взгляд, этот конкурс должен быть действительно открытым, чтобы в нем участвовали не только работники проектных организаций и КБ, но и сами любители рыбной ловли. Создание специализированной рыболовной лодки — вопрос специфический, опытом одних только конструкторов-судостроителей здесь не обойтись!
Многие наши корреспонденты справедливо считают, что надо каким-то образом учесть целый ряд сложившихся в разных районах страны традиционных требований к рыболовной лодке, что нужны и специализированная морская рыболовная моторка, и легкая гребно-моторная рыболовная лодка, и специальные гребные челноки (из термопласта) для рыболовных баз и т. д. и т. п. Все это правильно, эти вопросы также надо ставить на повестку дня. Однако процесс создания таких новых типов лодки долог и сложен. На первое время надо, на наш взгляд, сузить задачу и дли удовлетворения потребности в массовой рыболовной моторке (условно назовем ее озерной) наладить выпуск рыболовных модификаций уже выпускающихся моделей.
Кстати говоря, это касается не только моторок из легкого сплава. Как отмечают читатели, рыболовов, которым не приходится преодолевать очень большие расстояния и выходить в открытые водоемы, даже при небольшой переделке могут удовлетворить гребно-моторные шпоновая «Форель» или фанерный «Утенок».
Редакция рассчитывает на то, что рыболовы-любители, усовершенствовавшие свои серийные лодки специально для выхода на рыбалку, поделятся опытом на страницах сборника.
В заключение мы хотим поблагодарить читателей, уже откликнувшихся на статью «Что такое рыболовная лодка?», и пригласить всех желающих принять участие в обсуждении и выборе проектов рыболовной лодки.
ЦНИИ имени акад. А. И. Крылова
Существующее положение со сбытом судов для продажи населению представляется неудовлетворительным: объем продаж за 1974 г. уменьшился на 60%, товарные запасы возросли на 42% (см. «Коммерческий вестник», 1975, №7). Одной из причин снижения спроса является то, что ассортимент лодок однообразен. Запалубленные моторные лодки не находят сбыта среди тех многочисленных покупателей, которые из всех назначений лодки на первое место выдвигают рыбную ловлю с ее борта, так как такие лодки для этой цели не приспособлены.
Ряд специфических требований к рыболовному судну подробно обоснован в статье «Что такое рыболовная лодка?» В зависимости от полноты удовлетворения этим требованиям возможна различная степень специализации рыболовного судна. В зарубежной практике, например, известно несколько типов судов, предназначенных исключительно для любительской рыбной ловли. В силу специфичности и относительно высокой стоимости такие специализированные суда, очевидно, не будут иметь у нас спроса, представляется преждевременной ориентация отечественного судостроения на выпуск таких судов.
По мнению Института, задача удовлетворения спроса рыболовов-любителей на лодки может быть рационально решена путем приспособления для рыбной ловли универсальных судов, а именно:
- путем выпуска дешевых универсальных лодок, сконструированных с учетом упомянутых выше основных требований на основе гребных лодок типов челн (каноэ) и «фофан», моторных лодок типа «джонбот» с плоскими или килеватыми обводами днища и беспалубных моторных лодок;
- путем выпуска части серийных прогулочных судов (например, проектов «Крым», «Днепр», «Прогресс» и др.) в модификации, отвечающей требованиям рыболовов-любителей благодаря изменению общего расположения и состава оборудования.
Для реализации этих предложений Институт считает целесообразным проведение ЦКБ «Нептун», редакцией сборника «Катера и яхты» и НТО Судпрома открытого конкурса на проекты рыболовных (универсальных) лодок всех перечисленных типов и на проекты рыболовных модификаций универсальных прогулочных моторных лодок.
ЦКБ «Нептун»
Поднят, на наш взгляд, назревший вопрос: какая же мотолодка нужна рыболову-любителю? По нашему мнению, ему нужна дешевая, простая, надежная мотолодка, которую при необходимости можно использовать и для других целей; лодка, имеющая привлекательный внешний вид, отвечающая современным требованиям технической эстетики.
Публикация статей на тему выбора новых и перспективных, массовых типов мотолодки будет полезной, если мы узнаем мнения всех заинтересованных сторон, т. с. не только проектантов, но и торгующих организаций, представителей производства, потенциальных покупателей.
Мы все ратуем за появление на нашем рынке дешевой простой мотолодки, которая могла бы прийти на смену «Казанке». Но первый вопрос: будет ли она сегодня такой же дешевой? Конечно, нет. Требования стали выше; повысились цены исходных материалов, а материалоемкость открытых мотолодок практически равна материалоемкости привычных мотолодок с развитой носовой палубой и ветровым стеклом, так что ожидать цены намного ниже сложившегося уровня (600—700 руб.) нереально. По нашему мнению, цена беспалубной рыболовной лодки не может быть ниже 450—500 руб. А в этом случае, как подсказывает опыт, покупатель предпочтет лишь немногим более дорогую, но привычную универсальную мотолодку (надо учитывать, к тому же, еще и элемент престижности!).
Живучесть существующего типа мотолодки с носовой палубой и ветровым стеклом в какой-то мере объясняется инертностью торгующих организаций и нежеланием предприятий-изготовителей рисковать. Покупатель пока молчит. поскольку он еще не мог увидеть, попробовать и оценить мотолодки новых типов. Естественно, когда он приходит к мысли о покупке лодки, то выбирает уже апробированный другими, широко распространенный тип мотолодки; зарубежная информация, какой располагают специалисты, до него доходит очень редко...
Мы продолжаем считать «Серебрянку-2» удачной конструкцией, которая могла бы завоевать рынок, но пробиться через эту инертность не удается. Представляется, что разорвать круг может только производство; надо дать предприятию условия, чтобы оно могло проявить смелость — изготовить установочную серию и ее реализовать. Сделать вывод о том, «идет» новая лодка или нет, можно только через год — два. Покупатель будет присматриваться. Вот пример: когда появилась лодка «Форель», на первой ярмарке на нее заключили договоров только на 700 шт., а сейчас она имеет, пожалуй, наилучший спрос! И тем не менее Кировская оптовая база «Спорттоваров», привыкшая к реализации предыдущей модели («Березка» — «ШПШ-ЗМ»), узнав, что Сосновский судостроительный завод собирается перейти на изготовление «Форели», выражает тревогу; руководствуется она принципом «от добра добра не ищут» — если идет старая модель, зачем осваивать новую? Так же встречала торговля и новые модификации мотолодки «Прогресс» и т. п.
Изучение спроса торговлей не ведется, а результаты его изучения промышленностью остаются бумагой: все решают заключенные договора. Торгующие организации заключают договора только на то, что «спрашивают» покупатели. А что могут спрашивать покупатели? Только то, что видели в магазинах.
Приходится констатировать: па сегодня заказчика на открытую рыболовную мотолодку пока нет, сколько бы проектов ее ни было подготовлено.
Волгоградский судостроительный завод
Конструкторы Волгоградского судостроительного завода с большим интересом ознакомились со статьей и обзором, помещенными в №58 сборника.
Наша группа конструкторов уже третий год ведет проработки вариантов мотолодки «Сарепта» с целью создания ее рыболовной модификации. Приятно отметить, что большинство конструктивных решений в разработанных нами вариантах совпадает с высказанными в сборнике рекомендациями. Так, будущая «Сарепта-Р» будет иметь легкий и остойчивый корпус, просторный кокпит со сплошными сланями и тот необходимый минимум специального рыболовного оборудования, которым, по нашему мнению, целесообразно комплектовать лодку без ущерба для ее основных качеств — простоты и доступности для массового потребителя.
Мы намечаем оборудовать «Сарепту-Р» одним или двумя вращающимися креслами, двумя якорями, релингами, штатными местами для хранения рыболовного оборудования, съемной банкой для гребли распашными веслами.
Кроме того, возможно, удастся оборудовать лодку живорыбным садком, встроенным бензобаком и небольшим багажником. От тента, ветрового стекла и пульта управления мы не отказываемся, поскольку по ГОСТ 19105—73 требуется обязательная комплектация лодок данного типоразмера указанным оборудованием. В случае установки даже одного тента представляется нецелесообразным отказ от ветрового стекла; будет неудобен консольный пульт управления.
И еще одно обстоятельство затрудняет выбор окончательного варианта «Сарепты-Р». Проведенный нами опрос местных рыболовов-любителей показал, что подавляющее большинство из них желает иметь судно, сочетающее черты рыболовной и обычной прогулочно-туристской лодки. Другими словами, рыболовы хотят иметь на своей лодке хотя бы минимум комфорта, присущего «серийной» прогулочной лодке. А это намного усложняет задачу конструкторов, так как приводит к трудноразрешимым противоречиям в требованиях к проекту лодки. Отчасти поэтому работа над рыболовным вариантом «Сарепты» несколько затянулась, но мы рассчитываем, что уже в следующем году сможем показать опытные образцы этой лодки.
Благодарим редакцию за полезные материалы.
Ленинградское общество охотников и рыболовов
Требования, предъявляемые к рыболовной лодке, будут несколько отличающимися для разных водоемов. На наш взгляд, должны существовать, по крайней мере, две базовые модели:
- 1) водоизмещающая гребная лодка, пригодная для установки небольшого ПМ мощностью 5—10 л. с и эксплуатируемая на сравнительно небольших водоемах;
- 2) глиссирующая мотолодка под ПМ мощностью 25—30 л с., обладающая достаточной мореходностью для эксплуатации на больших реках и озерах, в прибрежной зоне водохранилищ и морских заливов, где возможно развитие значительного волнения (0,5—1м).
Лодки обоих типов должны обладать такими качествами, как высокая остойчивость, непотопляемость, легкий ход под веслами; должны иметь сплошной, ровный, нескользкий пайол; должны быть приспособлены для быстрой и удобной постановки на якорь. Желательно предусмотреть в них сухие багажники (хотя бы небольшие), места для хранения рыболовных снастей и, если не живорыбные садки с аэрацией, то хотя бы ящики для хранения пойманной рыбы.
Материал, из которого будут изготавливаться такие лодки, должен требовать минимального ухода при эксплуатации. Этому условию лучше всего отвечают стеклопластик, термопласт ABC и легкие сплавы. Однако лодки из легких сплавов, по мнению рыболовов, имеют очень плохую обитаемость (из-за повышенной теплопроводности материала) и сильно шумят даже при незначительном волнении или перемещении по лодке, что мешает рыбной ловле. Хорошими могли бы быть корпуса с обшивкой из водостойкой фанеры, оклеенной стеклотканью, или из легкого сплава с оклейкой изнутри пенопластом, который в свою очередь оклеивается стеклотканью.
Лодка первого типа для малых водоемов по обводам может повторять широко известный «фофан». Размерения ее должны быть, на наш взгляд, такими: длина — 3,5—4 м; ширина — 1,3—1,4 м; высота борта на миделе — около 0.4 м. Грузоподъемность лодки 250—300 кг. Лодка рассчитана на двух человек, поэтому одну (носовую) банку можно снять. Среднюю банку стоит несколько приподнять, сделать ее более широкой и мягкой, выгородив под нею сухой багажник. Под кормовой банкой можно сделать ящик для хранения пойманной рыбы. В носу лодки разместить канатный ящик и якорь. Вдоль бортов под нешироким (70—100 мм) планширем по всему периметру корпуса можно было бы закрепить блоки пенопласта для обеспечения непотопляемости. В планшире вблизи банок достаточно было бы сделать отверстия — получились бы фиксаторы удилищ. Дистанционное управление устанавливать не нужно: на переходе можно управлять мотором и за румпель. Такая лодка, изготовленная из современных синтетических материалов, была бы очень удобна для использования на большинстве рыболовных и охотничьих баз на внутренних водоемах. (Прекрасным образцом такой лодки может служить экспонировавшаяся на выставке «Инрыбпром-75» финская «Терхи-375»; см. сборник №60.)
Для средних и больших водоемов наиболее приемлемой, на наш взгляд, следует считать открытую мотолодку-тримаран следующих размерений: длина — 4—4,5 м; ширина — 1,5—1,7 м; высота борта — 0,7—0,8 м. Угол килеватости на транце порядка 11—Тб0. Под ПЛ1 мощностью 25—30 л. с. лодка должна развивать скорость 35— 45 км/ч. Лодка должна иметь стационарный бак емкостью 60—80 л, чтобы запаса топлива хватало на 300—400 км.
Эта лодка должна обязательно снабжаться дистанционным управлением ПМ. Пост управления удобнее всего, на наш взгляд, разместить в средней части лодки у борта. В носовой части можно сделать приподнятую платформу, образующую самоотливной кокпит.
Лодка рассчитана на трех рыболовов. В ней есть сухой багажник, ящик для пойманной рыбы, места для хранения рыболовных снастей, весел, отпорного крюка, якорей и спасательных принадлежностей. Желательно иметь легкосъемный тент, закрывающий кормовой кокпит.
Такая лодка имела бы огромный спрос: ведь практически каждый, кто заводит моторку, увлекается рыбной ловлей. Думается, что при такой компоновке, как показано на эскизе, она вполне могла бы использоваться и для прогулочно-туристских целей.
Остается только пожелать, чтобы промышленность побыстрее освоила их серийный выпуск.
Из писем читателей
На мой взгляд, в городах, стоящих на «большой воде» (в таких, например, как известные мне Петрокрепость, Сестрорецк, Новгород, Подпорожье, Череповец) , доля мотолодок, используемых в основном для любительской рыбной ловли, составляет никак не менее половины общего количества. Так что в принципе вопрос о необходимости учета специфики рыбной ловли при создании новых лодок сомнения не вызывает: рыболовная мотолодка нужна. Но вот какой она должна быть? Об этом стоит еще поговорить.
Авторы публикаций, положивших начало сегодняшней дискуссии, несколько, мне кажется, сузили задачи, которые должна решать рыболовная лодка. Помимо ловли окуня спиннингом существуют, например, способы ловли на дорожку, на донки. В первом случае лодка должна легко идти под веслами, во втором — иметь очень хорошую остойчивость: ведь лодка ставится обычно на два якоря вдоль волны и донки бросают с одного борта. Для этих целей лодка должна иметь длину не более 3,7—3,8 м, чтобы вес и парусность ее были минимальными. Для хода под веслами надо, чтобы транец при гребле практически выходил из воды. Это предусмотрено в проекте предлагаемой рыболовам мотолодки «Лещ» (в ее прогулочно-рыболовном варианте): гребец садится на съемную поперечную банку, рыболовы со спиннингами — на кормовые концы продольных банок в районе шп. 3 спиной вперед (только эти банки я сделал бы короче). Столик и кронштейн штурвала стоит делать как можно меньше, штурвал — съемным, кормовые сиденья — не в виде кресел, а аналогично чисто рыболовному варианту. Вращающиеся кресла довольно дороги и непривычны; под ними трудно устроить рундуки, в наших северных районах рыболова будет в них продувать.
В связи с носовой центровкой высоту борта «Леща» или его ширину в носу стоило бы еще немного увеличить. Для повышения остойчивости мотолодки я увеличил бы развал бортов (до полушироты 925 мм) и одновременно ширину планширя без увеличения ширины по скуле; при такой переделке не только увеличились бы размеры полочек под планширем, но и резко уменьшилась вероятность переворота на волне при вываживании крупной рыбы, когда, скажем, два рыболова свешиваются за борт.
Тримаранные обводы, на мой взгляд, неприменимы из-за того, что сильно «хлопают» при стоянке на волне. Со всех точек зрения оптимальны обводы со скулой, поднимающейся к палубе. Такая форма носа уменьшает брызгообразование и заливание при встрече с крутой и высокой волной на малых и средних оборотах мотора.
Такую рыболовную лодку на базе уменьшенного по длине «Леща» стоило бы изготовлять серийно из алюминия (слани — бакфанера); цена ее при всемерном упрощении конструкции должна быть порядка 300 руб.
Б. Е. Синильщиков
Статья «Что такое рыболовная лодка?» злободневна. Впервые в печати поднимается очень важный вопрос о необходимости массового выпуска лодки, отвечающей специфическим требованиям спортивного и любительского рыболовства. Такой лодки до сих пор не было, но она нужна, в ней крайне заинтересованы миллионы наших рыболовов, поскольку существующие лодки к рыбалке практически не приспособлены.
Автор убедительно перечисляет основные недостатки, присущие всем типам выпускавшихся до сих пор моторных лодок, высказывает ряд ценных предложений, с которыми нельзя не согласиться. Но, на наш взгляд, следует учитывать и ряд других весьма важных обстоятельств.
Первое — необходимость строгого (на основе научно проверенных данных) ограничения числа моторных лодок с рыболовами-любителями в каждом водоеме. Безусловно, будущее — за моторными лодками, так как всем нужна скорость передвижения, всем нужен комфорт. Но чрезмерное и неограничиваемое увлечение только моторными лодками во многих водоемах может оказаться непоправимой для природы бедой.
Второе — необходимо выпускать, надлежащим образом дооборудовав в соответствии с требованиями рыболовов, и более удобные гребные лодки разных типоразмеров.
Третье — выбор конкретных типов моторных и гребных рыболовных лодок должен проводиться исходя из природных условий водоемов и с учетом многовекового опыта, заложенного в существующих на них лодках местных типов.
В подавляющем большинстве все существующие лодки как гребные, так и моторные, используются главным образом для рыбалки. Недостатки их особенно заметно проявляются при использовании их не для обычного любительского, а для спортивного рыболовства, когда приходится выполнять определенные спортивные упражнения (например, на дальность и точность заброса); в соревнованиях на вылов рыбы особенно важны все «мелочи», мешающие получению хороших результатов.
Главное, что мешает рыболову-спортсмену в обычной моторке (да и вообще в обычной лодке), это то, что в ней неудобно сидеть или стоять с удилищем или спиннингом. Сидеть — потому, что рыболов вынужден принимать неестественную позу, занимая положение боком к борту пли лицом к борту, но сидя на поперечной банке верхом.
Из-за отсутствия на лодках специальных держателей удочек каждый рыболов вынужден проявлять инициативу, но далеко не всегда применяются удачные решения. Желательно, чтобы кресла, помимо подлокотников, были снабжены специальными съемными приспособлениями консольного типа с держателями удочек. В тех случаях, когда пользуются тремя и более удочками одновременно, такое приспособление может быть выполнено отдельно от кресел в виде многоместного держателя-укладчика, позволяющего располагать удочки горизонтально или под углом к поверхности воды.
Отсутствие на существующих лодках шкафчиков и удобных багажников — также недостаток. Рыболов невольно «захламляет» лодку рыболовными принадлежностями и другими предметами, без которых он не может обойтись. Шкафчики желательно располагать по бортам, ближе к штатным местам рыболовов.
В. И. Самойлов — судья по рыболовному спорту
Опыт подсказывает, что интересная рыбалка возможна, если в лодке не больше трех человек. При большем числе рыболовов возникают ненужные разговоры и шум, отпугивающие рыбу. Поэтому размеры лодки не должны быть слишком большими. Достаточны размерения, при которых в лодке размещались бы рюкзаки, одежда, сумки с рыболовными принадлежностями, инструментами для починки мотора, провизией, ящик с насадкой, емкости для хранения рыбы, бак, запасная канистра с топливом. Все из расчета на непрерывное пребывание на воде в течение двух суток. Желательно, чтобы в лодке еще оставалось место, позволяющее двоим рыболовам разместиться на ночлег с минимальным комфортом.
Оконечности должны быть приспособлены для работы с якорями, размещения вещей, служить сиденьями. Носовое стекло, полезное при ходе на волне, должно быть съемным. Желательно, чтобы банку можно было бы перемещать вдоль лодки в удобное для рыболовов положение. Слани должны быть плоскими. Обводы лодки не должны создавать шума при ударе волны. Вес лодки должен быть не более 90 кг, так как на водоемах, где возникает большое волнение, часто приходится вытаскивать ее на берег и переворачивать вверх дном. Хорошо бы иметь на лодке съемный тент, укрывающий от дождя.
Мореходность озерных рыболовных мотолодок следует предусматривать исходя из того, чтобы обеспечивалась безопасность при волнении до 1,5 м и можно было поддерживать скорость хода 15—25 км/ч на волне 0,5 м. Парусность лодки не должна создавать большое сопротивление ходу под веслами.
Очевидно, главная задача сейчас в том, чтобы увязать мореходные и «рыболовные» качества лодки с простотой конструкции и технологичностью изготовления, чтобы стоимость лодки не превышала 300 руб.
И. Л. Добросердов