В октябре прошлого года в Севастополе было проведено совещание, посвященное вопросам проектирования и постройки парусных яхт. Совещание организовало Крымское областное правление НТО им. акад. А. Н. Крылова. На совещание прибыли специалисты верфей Ленинграда и Таллина, научные работники и студенты кораблестроительных вузов, яхтсмены из Керчи и Саратова.
На совещании было заслушано и обсуждено 19 докладов.
Большой интерес вызвали доклады д. т. н. Ю. С. Крючкова (Николаевский кораблестроительный институт). В первом его докладе «Эффективность использования на судах ветряного движителя и ветряного двигателя» анализируются предлагаемые некоторыми зарубежными учеными идеи об использовании на судах ветродвигателей вместо парусов. На основе сопоставления выведенных автором коэффициентов использования энергии ветра для ветродвигателя (ветроколеса) и ветродвижителя (паруса) доказана необоснованность выдвигаемых идей.
Второй доклад Ю. С. Крючкова «Вероятность опрокидывания крейсерского парусного катамарана» вызвал оживленную дискуссию, что вполне понятно: ведь автор затронул вопрос первостепенной важности — вопрос безопасности мореплавания. Известный советский ученый в области безопасности плавания на взволнованном море Ю. И. Нечаев в своем выступлении высказал сомнение в возможности использования принятой автором вероятностной схемы для определения параметров качки, которая при решении аналогичных вопросов по другим типам судов встречает много возражений. В то же время Ю. И. Нечаев согласился с автором в том, что реакцию экипажа на резкое изменение ветровых условий для парусных катамаранов учитывать следует, несмотря на то, что для судов с механическим двигателем этот фактор Регистром СССР Не принимается во внимание.
О разработке теоретических основ проектирования гидродинамического комплекса парусных яхт рассказал представитель кафедры гидромеханики ЛКИ инж. А. С. Стружилин. В первом разделе этой работы рассматривается взаимодействие аэродинамических сил, действующих на парусное вооружение, и гидродинамических сил, действующих на погруженную в воду часть корпуса; устанавливается связь между гидродинамическими характеристиками корпуса и скоростью лавировки при заданных характеристиках парусного вооружения. Второй раздел посвящен проблемам теоретического определения гидродинамических сил и координат их приложения.
Несмотря на то, что данная работа не закончена, она была высоко оценена участниками совещания. Была отмечена необходимость учета влияния собственных и морских волн на гидродинамические силы на корпусе яхты, что оказалось упущенным в работе.
Инж. И. И. Сиденко продемонстрировал формулы и графики, позволяющие определять зависимость гоночного балла яхт, обмеряемых по правилам IOR, от формы и размеров корпуса, площади парусного вооружения, положения центра тяжести и других параметров. Полученные зависимости облегчают решение задач по оптимизации обводов и конструкции корпуса и парусного вооружения.
Студент ЛКИ Л. С. Коган ознакомил участников совещания с выведенной им формулой для вычисления критерия оценки качества яхт. Критерий представлен в виде математического ожидания исправленного времени прохождения дистанции в гандикапной гонке. В выступлениях было отмечено, что для практического использования выведенного критерия необходимы экспериментальные данные по аэрогидродинамическим характеристикам сопоставляемых вариантов.
В докладах доцента кафедры проектирования судов ЛКИ к. т. н. Б. А. Царева «Предпосылки формулирования задания на проектирование яхты для кругосветных походов» и «Анализ характеристики швертботов «Кадет» и «Оптимист» с целью оптимизации новых проектов юношеских швертботов» были четко сформулированы основные требования к проектам упомянутых яхт и предложена методика разработки технических заданий. Однако анализ характеристики швертботов «Кадет» и «Оптимист», выполненный автором, подвергся критике со стороны конструктора Таллинской экспериментальной верфи и опытного тренера В. Д. Смеричевского и других.
Очевидно, что работы, выполненные в ЛКИ, следует считать авансом, первым вкладом в исследования по яхтенной тематике. От ведущего судостроительного вуза страны можно ждать капитальных работ по теории движения и проектированию яхт. Отрадно, что этими вопросами заинтересовались молодые увлеченные люди.
Не менее интересные работы были представлены на суд специалистов представителями Николаевского кораблестроительного института. Сообщения на темы «Разработка систематической серии моделей парусных яхт» и «Буксировочные испытания моделей парусных яхт на новой установке, созданной в опытовом бассейне НКИ» сделал аспирант Л. В. Забурдаев. На моделях серии исследовалось влияние параметров формы корпуса на сопротивление воды и силу бокового сопротивления при движении с различными углами крена и дрейфа в реальном диапазоне скоростей. Автор ознакомил участников совещания с особенностями установки для буксировки моделей и с результатами испытаний моделей яхт «однотонного» класса, имеющих различную форму мидель-шпангоута.
Вопросам прочности корпусов и технико-экономической оценки выбора основного материала для постройки морских крейсерско-гоночных яхт были посвящены доклады инж. В. И. Сокольского и В. А. Федермана, выполнивших работы под руководством к. т. н. П. С. Якшарова в Севастопольском приборостроительном институте. В работе В. А. Федермана сопоставляются показатели яхт «однотонного» класса, построенных из дерева, алюминиевого сплава, стали и армоцемента по одному теоретическому чертежу; приводятся расчетные значения массы корпуса и фальшкиля, положения центра тяжести по высоте и его влияния на площадь парусов (при сохранении гоночного балла неизменным), скорость хода, анализируются стоимость материалов, рабочей силы и другие показатели.
Выступившие в прениях справедливо отметили, что следовало бы рассмотреть и стеклопластиковый вариант конструкции.
Конструктор Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС В. В. Чайкин рассказал о работах, ведущихся на верфи, уделив особое внимание описанию новой крейсерско-гоночной яхты II класса IOR. Головной образец яхты построен и прошел предварительные испытания, показав лучшие мореходные качества, чем яхты прежнего класса Л6.
Инж. И. И. Сиденко ознакомил присутствующих с проектированием, постройкой и эксплуатацией стеклопластикового «четвертьтонника», построенного студентами ЛКИ и прошедшего испытания осенью прошлого года.
К. т. н. Э. А. Стакчук рассказал о спроектированной и построенной группой преподавателей НКИ яхте с подводными крыльями оригинальной конструкции. Очень легкий корпус яхты выполнен из дерева с алюминиевым набором. Это позволило обеспечить выход яхты на крылья при относительно умеренном ветре.
Автор настоящей статьи ознакомил участников совещания с выполненными в СПИ эскизными проектами яхт I и III класса IOR «полутонников», «четвертьтонника» и крейсерского ботика. Особое внимание в докладе было уделено стальной яхте III класса IOR, на чертежи которой имеется много заявок. Было отмечено, что работа выполнялась с целью оказать помощь коллективам и лицам, строящим яхты в инициативном порядке.
Инж. А. Н. Семенченко рассказал об организации и технологии постройки стальной крейсерско-гоночной яхты «Таврия» (см. сборник №55, 1975 г.), об опыте ее эксплуатации и выполненных в 1975 г. технических усовершенствованиях.
Инж. С. Н. Стариков информировал участников совещания о любительском яхтостроении в г. Саратове. Он отметил, что за последние годы в Саратове построено и модернизировано около 10 яхт, рассказал о постройке двух стальных яхт длиной 13,5 м. Докладчик отметил, что периферийные конструкторы нуждаются в технической помощи специалистов, высказался за издание отечественной книги по проектированию и постройке яхт.
С аналогичной информацией о строительстве яхт в г. Николаеве выступил Л. В. Забурдаев. Он рассказал о серийной постройке «четвертьтонников» с двухскуловыми обводами, о постройке круглошпангоутной яхты «однотонного» класса и яхты водоизмещением 12 тонн. Корпуса всех этих яхт сварной конструкции из алюминиево-магниевого сплава.
В решении технического совещания отмечается полезность подобного рода встреч и содержится просьба к представителям г. Николаева организовать в 1976 г. научно-техническую конференцию по яхтам на базе НКИ. Приняты предложения по активизации научных исследований по линии НТО, а также обращения к Федерации парусного спорта СССР и редакции сборника «Катера и яхты» об оказании конкретной помощи и стимулировании научных исследований и проектирования яхт.