Печальная судьба Джульетты
Среди 159 различных судов, имевшихся сто лет назад в распоряжении членов Петербургского речного яхт-клуба, была и самая настоящая двухместная гондола «Джульетта», построенная в Венеции. Она была преподнесена клубу одним из его членов, только что вернувшимся из путешествия в Италию.
Правление клуба подарок приняло, помня, что «дареному коню в зубы не смотрят», однако плавать в гондоле по Неве никто не осмелился. Так она и сгнила у причала клуба...
Лодка для трансокеанских путешествий
Молодой инженер-механик Майк Котце.ч из Ньюпорта в прошлом году сконструировал гребную лодку для сверхдальних путешествий в океане. Для начала он, кстати говоря — опытный гребец, не раз ходивший в походы вдоль берегов Новой Шотландии, планирует добраться в одиночку из Нью-Йорка до Бермуд, а затем, после соответствующей подготовки, собирается пересечь Атлантический океан.
Длина лодки — 6,4 м; ширина — 1,37 м (по КВЛ — 1,17 м); осадка — 0,18 м. С полным походным снаряжением вес ее достигнет 550 кг, но благодаря стройным, хорошо обтекаемым обводам лодка легка на ходу и конструктор рассчитывает проходить на ней не менее 50 миль за сутки. Он считает, что его детище абсолютно безопасно. Корпус делается трехслойным с пенопластом в качестве заполнителя, так что если даже лодку разобьет волнами, она останется на плаву. Кокпит выделен водонепроницаемыми переборками. В случае непогоды он наглухо закрывается пластиковой крышей, путешественник ложится на пай-ол, вытравливает за борт плавучий якорь, чтобы уменьшить дрейф лодки, и спокойно ожидает, когда кончится шторм. Два вентилятора типа «Дорадо» будут при этом обеспечивать подачу свежего воздуха в герметизированное пространство.
Для облегчения гребли в свежий противный или боковой ветер лодка имеет очень низкий надводный борт. При работе на веслах от солнца или непогоды гребца будет защищать съемный тент.
Конструктор утверждает, что его лодка не может перевернуться вверх дном, однако, если это даже и случится, поставить ее обратно в положение на ровный киль можно, не вылезая из полностью закрытой «каюты». Высокий комингс защищает кокпит от брызг и крутых гребней волн.
Свой первый выход в океан Котцен собирается осуществить в этом году.
Единственный в мире выживший в кашалоте
Туманным февральским днем 1891 года английское китобойное судно «Восточная заря» вело промысел в Атлантическом океане у Фолклендских островов. «Слева по борту фонтан!» — раздался голос вахтенного. Две шлюпки были быстро спущены на воду. Одному из матросов посчастливилось загарпунить кашалота, но раненый исполин нырнул в глубину, утаскивая за собой линь. Вскоре он всплыл с другой стороны шлюпки и сильным ударом хвоста подбросил ее над водой, опрокинув и выбросив людей в воду. Охотники с другой шлюпки сумели добить кашалота, и через два часа подняли его на палубу судна. Однако два матроса из первой шлюпки исчезли бесследно в пучине океана.
Матросы принялись разделывать огромную тушу кашалота. Наконец дошла очередь до желудка исполина, который еще ритмично пульсировал. Когда желудок был разрезан, они увидели там покрытого слизью... Джеймса Бертли — матроса из первой шлюпки, которого считали погибшим. Он был без памяти, но пульс прослушивался. Судовой врач приказал окатить Джеймса Бертли водой. Через несколько минут он открыл глаза, начал ворочаться, говорил что-то непонятное и никого не узнавал.
Матросы перенесли его в каюту капитана, где он и жил, медленно приходя в себя.
В дальнейшем, призвав в свидетели всю команду судна, капитан и первый штурман записали рассказ Джеймса Бертли. Он хорошо помнил, как вылетел из шлюпки, затем почувствовал тупой удар по голове и совсем неожиданно для себя очутился в кромешной темноте, сползая ногами вперед по какой-то эластичной трубе, которая ритмично пульсировала. Потом стало немного просторней. Джеймс некоторое время делал попытки найти выход из критического положения, но все время наталкивался на мягкие, покрытые горячей слизью стенки. Дышать было можно, хотя и затруднительно. В жарком воздухе, наполненном удушливыми испарениями, кружилась голова. Чувствуя в гнетущей тишине биение собственного сердца, Бертли наконец понял, что с ним произошло, и потерял сознание...
Солнечные батареи и навигация
Через пару лет солнечная энергия, возможно, будет использована для обеспечения электропитания 12000 небольших навигационных буев и периферийных прибрежных навигационных огней службы береговой охраны США. До сих пор они питались электроэнергией от батарей. Если существующий проект будет осуществлен, то для американских налогоплательщиков будет сэкономлено почти три миллиона долларов ежегодно, поскольку стоимость эксплуатации буев и сигнальных огней, при условии использования солнечной энергии сократится в 2 раза по сравнению с существующими громоздкими и малоэкономичными аккумуляторными батареями. Служба береговой охраны начала приобретать солнечные панели для экспериментальных целей еще в 1972 г. и в настоящее время владеет 75 устройствами для использования солнечной энергии, которые могут быть использованы в сигнальных навигационных системах. Квадратные панели размером 2X2 фута (0,6X0,6 м) прикрепляются на вершине буев и преобразуют энергию солнечных лучей в электрическую.
Предприятия - производители данных устройств проводят интенсивную программу испытаний солнечных батарей; кроме того, в трех различных районах проводятся морские испытания. Во всех трех случаях системы находятся под нагрузкой уже год и согласно сообщениям береговой охраны работают безупречно.
Водные лыжи на крыльях
Американская фирма «Кастом Дайнемикс» в прошлом году выпустила на широкий рынок комплект миниатюрных подводных крыльев, которые могут быть установлены на любую пару водных лыж. При скорости буксировки свыше 20 км/ч лыжник встает на крылья и поднимается на высоту около 0,6 м над водой. Согласно данным фирмы, чтобы буксировать на крыльях лыжника нормального веса, достаточно мощности подвесного мотора 15 л. с.
Основной минус системы состоит в том, что овладеть техникой устойчивого движения на крыльях далеко не просто. Два мастера спорта по водным лыжам смогли «выйти на крыло» только после нескольких часов тренировки, да и то обоим удалось продержаться в крыльевом режиме что-то около 100 метров.
Отмечаются и такие недостатки, как наличие опасных острых кромок, неудобство хранения, возможность утопить крылья (на это возражение фирма тут же отреагировала, дополнив комплект парой пенопластовых поплавков).
Ко всему прочему, удовольствие прокатиться над водой оказалось и довольно дорогим — комплект крыльев стоит 72 доллара.