В фойе интерклуба приморского города Находки, превратившегося в своего рода маленький музей, висит любительский снимок красивой яхты под упругими парусами. Вверху фотографии во: семь подписей — автографы членов экипажа. Это — память о пребывании в местном порту канадской двухмачтовой яхты «Грэй Биэрд».
...Яхта появилась в бухте ближе к полудню. Экипажу ее явно не повезло: вышел из строя двигатель, и она не могла маневрировать. Но тут же на выручку гостям поспешил юркий портовый катерок. Вскоре он ловко подвел яхту к причальной стойке. Для экипажа яхты это был первый заход в советский порт и первое знакомство с советскими людьми.
Капитан яхты шестидесятидвухлетний Лоуренс Киллам из Ванкувера был явно расстроен аварией. Но радушная встреча на берегу, готовность портовиков устранить поломку, пополнить запасы топлива, воды и продовольствия заметно его приободрили.
Вечером канадцы были гостями интернационального клуба моряков. В отсутствие оставшегося на яхте капитана экипаж возглавил его сын, студент Гердон Киллам. Его друзья — такие же молодые парни, которых сплотило желание путешествовать. Среди них — лоцман, докер, служащий телефонной компании, студенты.
Киллам-младший с увлечением рассказал о рейсе, продолжающемся уже шесть месяцев, о яхте. Корпус 25-метровой яхты изготовлен из стеклопластика. Она способна развивать скорость свыше 20 узлов и является одной из самых быстроходных в мире. «Грэй Биэрд» оснащена современным навигационным оборудованием, весьма комфортабельна. При ее постройке были использованы самые современные материалы и накопленный опыт яхтостроения.
Капитан яхты — бывший сотрудник одной из деревообрабатывающих фирм Лоуренс Киллам, — уйдя на пенсию, целиком посвятил себя мореплаванию, парусному спорту. Ранее он участвовал в регатах Ванкувер — Гавайские острова на небольшом паруснике собственной постройки. С рождением «Грэй Биэрд» маршруты состязаний значительно расширились. Яхта принимала участие во многих международных соревнованиях и неизменно завоевывала призовые места.
Этот рейс — уже третье по счету длительное путешествие яхты.
— Где она побывала? — улыбаясь, переспрашивает Гердон Киллам. — Наверное, проще рассказать, где яхта не была... У нас за кормой Австралия, Новая Зеландия, Африка, Южная Америка, Карибское море... Последний рейс мы посвятили знакомству с Фиджи, Маршалловыми, Соломоновыми, Каролинскими и другими островами Тихого океана, а также с Японией и СССР. Здесь, у берегов советского Дальнего Востока, кстати сказать, яхта «разменяла» уже восьмидесятую тысячу миль.
— Цель нашего путешествия,— продолжал Киллам-младший, — познакомиться с жизнью народов мира, их обычаями, культурой. Нам давно очень хотелось увидеть Россию, так как ни отец, ни мы здесь никогда не были. У нас различный общественный строй, но это нисколько не должно мешать сотрудничеству стран, стремлению их народов жить в мире и дружбе.
Буквально на следующий день молодые специалисты Находкинского судоремонтного завода занялись ремонтом двигателя канадской яхты, в котором вышел из строя холодильник. Пришлось наплавлять разрушенные коррозией участки, растачивать посадочные места, произвести опрессовку и испытание агрегата.
Канадцы были приятно удивлены, когда судоремонтники прибыли к ним в гости на крейсерской яхте «Гренада», построенной молодыми инженерами завода во главе с Леонидом Брандтом. Побывав на «Гренаде», канадцы дали ей высокую оценку. Расстались яхтсмены хорошими друзьями.