С тех пор прошло 30 лет. За этот период армоцементное яхтостроение сделало большой шаг вперед. Яхты из армоцемента стали строить в СССР, Англии, США, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Польше, Франции, Норвегии и во многих других странах. Сейчас армоцементные яхты плавают почти по всем морям и океанам. В печати сообщалось о рейсе вокруг обеих Америк яхты «Горн-пайн», о плавании вокруг света супругов Гриффитс на яхте «Авани-II» с огибанием мыса Горн во время сильной снежной бури. На этой же яхте, построенной собственноручно в Новой Зеландии, они заняли второе место в традиционной океанской 600-мильной гонке Сидней — Хобарт (о. Тасмания).
В гонке 1974 г. по тому же маршруту абсолютным победителем также стала армоцементная яхта — 22-метровый австралийский кеч «Хилел»; примечательно, что яхта установила и рекорд скорости на этой дистанции.
Международное общество любительского судостроения (IABBS) объявило конкурс на проект яхты, предназначенной для дальних океанских плаваний и доступной для любительской постройки. Первое место было присуждено проекту американского конструктора Питера Иболда под девизом «Индьюренс», что значит прочность, выносливость. Корпус яхты спроектирован из армоцемента. После публикаций краткого описания яхты в английском журнале «Yachting Monthly» и американском «Rudder» IABBS в течение первого года получило около 10 тыс. писем с просьбой выслать этот проект. Одно из первых судов этого типа демонстрировалось в Лондоне на традиционной выставке мелких судов. Специалисты отметили, что яхта исключительно элегантна и современна, а испытания «Индьюренс» подтвердили ее высокие мореходные качества и обитаемость.
Объявлено, что в ближайших регатах вокруг света будут соревноваться три яхты из армоцемента. Одна из них — «Нью Фридом» длиной 25,6 м, недавно спущенная на воду в Англии. Она построена Тони Финчемом. Это наибольшая из когда-либо построенных в Англии армоцементных яхт. Яхта вооружена шхуной и подобна армоцементным яхтам для океанских гонок, которые ранее были построены в ЮАР и Австралии.
Известная своей осторожностью страховая компания Ллойда с некоторого времени признала равные права армоцементных яхт с яхтами, построенными из традиционных материалов. Теперь армоцементные яхты получают высший класс надежности 100 А1+. Еще ранее итальянские страховые компании снизили страховой сбор с владельцев армоцементных судов, повысив класс их надежности. Норвежским «Норске Веритас» разработаны правила постройки армоцементных яхт и рыболовецких судов.
Было начато серийное производство судов из армоцемента на верфях. Сейчас самым большим производителем таких судов является английская фирма «Виндбоутс», которая уже 12 лет строит армоцементные яхты и катера, экспортируя их в 20 стран четырех континентов. Количество только армоцементных яхт уже превысило 300 единиц.
Три года назад французская фирма в Сан-Тропезе начала производство армоцементных крейсерско-гоночных яхт длиной 13 м.
Недавно строительством армоцементных яхт стали заниматься и в Польше. Характерно, что именно здесь была спроектирована одна из самых малых армоцементных яхт — компромисс «Съятек» водоизмещением 2,4 т. Использование армоцемента для строительства яхты таких малых размеров — еще одно свидетельство высоких технико-экономических показателей материала. Польская печать сообщала также о строительстве армоцементной яхты с размерениями и обводами знаменитого «Полонеза».
Значителен отечественный опыт постройки и эксплуатации яхт из армоцемента. Построены армоцементные яхты на Волге, Неве, Лене, Днепре. О них в свое время сообщалось в сборнике. 13 лет успешно эксплуатируется киевская яхта «Цементал», 9 лет — «Бриз» в Днепропетровске, 4 года — шлюп «Славутич» в Запорожье; спущена на воду в Каховке армоцементная яхта по проекту «Экскэлибо». Только киевский крейсерский яхт-клуб насчитывает семь больших крейсерских яхт, построенных из армоцемента. Две яхты — «Прогресс» и «Мечта» — плавают по Волге.
Характерно, что ни за рубежом, ни у нас до сих пор не отмечено каких-либо серьезных аварий армоцементных яхт, указывающих на недостатки этого материала.
Информация об изображении
«Цементал-IV» яхта построенная из армоцемента с обводами однотонника «Тина»
Основной аргумент противников армоцементного судостроения — якобы большой вес такой яхты. В действительности анализ показывает, что корпуса армоцементных яхт в большинстве случаев оказываются даже легче деревянных и стальных таких же размеров. Вес 1 м2 армоцементной обшивки при толщине 10 мм составляет 27 кг. Корпус известного однотонника «Тина» построен из 3-миллиметровой стали. Шпация — 405 мм. Вес такой обшивки без набора составляет 24 кг/м2, со шпангоутами же полный вес обшивки превышает 30 кг/м2, что на 10% превосходит вес армоцементной конструкции.
«Цементал-IV» яхта построенная из армоцемента с обводами однотонника «Тина»
Постройка армоцементной яхты осуществляется значительно проще, дешевле и быстрее, чем постройка аналогичных корпусов из дерева, металла или стеклопластика. Эти преимущества резко возрастают при строительстве серии одинаковых судов. Верфи отмечают более чем на 5% меньшую стоимость серийных армоцементных судов по сравнению с деревянными и металлическими судами.
Армоцемент более долговечен, ремонт корпуса прост и возможен в любых погодных условиях, будь то высокие температуры тропиков или умеренная погода средних широт.
Очевидно, у нас в стране целесообразно организовать промышленное производство армоцементных яхт, что позволило бы в ближайшие годы ликвидировать имеющийся дефицит в крейсерских яхтах.
Мог бы даже практиковаться выпуск в торговую сеть корпусов армоцементных яхт, снабженных 'только рангоутом и парусами. Внутреннее оборудование с успехом может осуществить будущий владелец такой яхты. Этот метод, кстати, широко практикуется за рубежом.
Имеющийся отечественный опыт постройки армоцементных яхт раскрывает реальные возможности для нашей страны быть крупным производителем этих яхт на уровне лучших мировых образцов.