Вечером 7 июня (ст. стиль) 1874 г. внимание всех, находившихся в это время в Петербургском речном яхт-клубе, привлекла подходившая со стороны залива яхта. Парусное вооружение не вызывало интереса (распространенный тогда тендер с «мягким» топселем), зато форма корпуса была совершенно необычной и никак не вязалась с представлением о спортивном парусном судне и даже вообще о судне: не было ни форштевня, ни транца, корпус был... круглым.
Собравшиеся засыпали пришедшего на ней лейтенанта Макарова вопросами. Он рассказал, что по распоряжению своего начальства явился в шлюпочную мастерскую Нового Адмиралтейства и получил указание перегнать «Поповочку», как там называли эту круглую яхту, в яхт-клуб, для которого она и была заказана. Проектировалась и строилась яхта под руководством известного в те годы моряка и кораблестроителя вице-адмирала А. А. Попова, автора двух круглых броненосцев береговой обороны, получивших чуть ли не официальное название «поповки».
Макаров вышел на «Поповочке» из Невы в Невскую губу. Ветер был довольно свежий, но не встречный, яхта управлялась довольно хорошо, хотя это и потребовало сноровки. На Петровском фарватере и при подходе к клубу пришлось сделать несколько галсов в лавировку, но и тут удалось справиться с судном...
Назавтра, да и в последующие дни на «Поповочке» в залив выходил не только Макаров, но и другие члены клуба. Яхтсмены остались довольны, круглым яхтам прочили большое будущее, но дальнейшая судьба «Поповочки» нам неизвестна, а больше круглых яхт, судя по всему, в Петербурге не строили.
Чертежей найти не удалось. Судя по описаниям, корпус этой необычной яхты представляет собой в плане правильный круг диаметром 6,1 м с вертикальным «бортом» высотой около 0,7 м, покатой — немного опускающейся к краям — палубой и совершенно плоским днищем.
По середине яхты был расположен просторный кокпит «яйцеобразной» формы, острым концом обращенный в нос. Кокпит был «глухим», образованным идущей по его периметру водонепроницаемой переборкой, верхний край которой выступал выше палубы на 300 мм (с повышением в носу до 450 мм), т. е. играл роль фальшборта — комингса). К этой переборке, очевидно, по всему периметру кокпита была закреплена широкая банка-рундук, на которой сидели пассажиры и члены команды.
Корпус был разборным и состоял из двух симметричных половин, по диаметру (по ДП яхты) зашитых водонепроницаемыми «продольными» переборками. Обе части соединялись специальными металлическими скобами и болтами. При соединении половин между ними оставалась щель, в которую вставлялись два металлических шверта, выступавших на два фута ниже днища. Шверты можно было передвигать в продольном направлении. Снаружи на днище были установлены развитые фальшкили, по три на каждой половине.
По приблизительным расчетам водоизмещение неопрокидываемой и непотопляемой «Поповочки» составляло около 4,5 т при осадке около 0,2 м.
Общая площадь парусности (гафельный грот, кливер, стаксель и топсель) составляла 95 м2. Мачта высотой более 15 метров была установлена на расстоянии 1,7 м от «форштевня»; бушприт и гик грота выходили за пределы корпуса на 4,5 м. Руль навешивался снаружи на борт.
Упоминания о «Поповочке» есть в «Яхте — листке для любителей морского дела» (№ 4 и 5 за 1875 г.) и в «Кронштадтском вестнике» (август 1875 г.).