Моделирование судов — одно из самых древних «хобби». Известны 4000-летней давности модели из египетских пирамид. А в XVII веке в Англии уже понадобилось издание специального «массового пособия» по постройке корабельных моделей.
Разные бывают модели. На одних инженеры отрабатывают формы корпуса корабля, на других — капитаны учатся управлять супертанкером при проходе узких проливов, третьи — и таких явное большинство — делаются «просто так», для собственного удовольствия. Поговорим именно о таких моделях.
Это, несомненно, хобби. Одни получают удовлетворение, выклеивая суда из использованных спичек, Другие — вырезают перочинным ножом из слоновой кости. У одних целая эскадра помещается на ладони автора; произведения других приходится перевозить в кузове грузовика. Важны не эти, бросающиеся в глаза, внешние различия. Важна увлеченность строителей. Ведь настоящая, с душой сделанная модель — это не только ювелирное мастерство, поднятое до уровня искусства, но прежде всего радость созидания.
Среди строителей малого флота — школьники, рабочие, инженеры, профессора, люди разных возрастов, профессий и темпераментов. Медленно, иногда годами, растут корпуса маленьких, но — как настоящие, кораблей. Мачты старинных парусников одеваются неисчислимыми снастями. Вооружаются паутиной антенн ощетинившиеся стволами зениток и ракетными установками грозные крейсера. А на соседних «стапелях» уже идет отладка машин — надрывно воют микродвигатели скоростных «трехточек». Скоро соревнования!
Судомоделизм — спорт, самый настоящий спорт со своими традициями, разрядами, мастерами. И, как всякий спорт, начинается он с правил, положений, классификации.
Все модели разделены на 27 классов.
К первым четырем классам относятся самоходные модели, к которым предъявляются требования максимального соответствия внешнему виду прототипа, т. е. настоящего корабля. Но мало изготовить модель точно в одном из установленных масштабов (обычно от 1:20 до 1:200); надо еще, чтобы и двигалась она при строгом соблюдении уменьшенной в том же масштабе скорости прототипа, а на соревнованиях в конце 50-метровой дистанции попала в финишные ворота. А в открытом бассейне — часто при встречном или боковом ветре — это задача, прямо скажем, нелегкая! Зато зрелище великолепное!
У моделей подлодок задание еще сложнее: нужно «самостоятельно» нырнуть в зоне погружения, пройти под водой свыше 30 м, подняться в зоне всплытия и после этого все-таки попасть в финишные ворота. Сложная автоматика с таймерами, датчиками глубины, гироскопами, реле и соленоидами обеспечивает точность маневров: вовремя включает электродвигатель на полные обороты, перекладывает горизонтальные рули. Сам корпус тоже сделать не просто — прочность его должна быть рассчитана на 10-метровую глубину, соединения не должны пропустить ни капли воды внутрь «корабля».
Внешний внд и точность воспроизведения судна-прототипа самоходных моделей оценивают в пределах 100 баллов; устойчивость на курсе и скорость оценивают по-разному — обычно 100 баллов при попадании в центральные ворота и 20 за масштабность скорости. Таким образом, для этих моделей внешний вид — только половина успеха!
А для скоростных моделей вид не имеет никакого значения. Главное — скорость. В этой группе различают модели с водяным винтом и двигателями с объемом цилиндра до 2,5, до 5 и до 10 см3 и модели с воздушным винтом и двигателем до 2,5 см3. Скоростные модели испытывают на корде — стальной проволоке; радиус круга, по которому движется модель, равен 15,941 м; число кругов — пять (это соответствует 500-метровой дистанции).
Кордовая модель, как правило, — трехточечный глиссер, состоящий из длинного центрального корпуса (бальза, липа, алюминиевое литье) и двух носовых поплавков. Днище каждого из поплавков обычно разделено по длине на два участка; носовой — с большой килеватостью и кормовой — почти плоский, с углом атаки в пределах 1—3°. При запуске модель опирается на оба поплавка и кормовую часть корпуса, а при движении на полном ходу — только на один поплавок и полупогруженный (обычно двухлопастной) суперкавитирующий винт. Скорости, достигнутые такими моделями-рекордсменами, доходят до 173 км/ч (для «старшего» класса).
Модели с воздушным винтом несколько отличаются от описанных. Двигатель с пропеллером располагается на пилоне длинного трубообразного корпуса, подводная часть которого снабжена поперечным реданом и кормовым глиссирующим участком. Здесь тоже делают боковые поплавки, но, набрав скорость (рекорд 211 км/ч), модель движется только на поперечном редане корпуса...
Все большей популярностью пользуются скоростные модели с радиоуправлением. Это довольно многочисленное «семейство», включающее семь классов. Для соревнований чаще всего строят: модели весом до 1 кг с электромотором; модели с электромотором мощностью свыше 30 Вт; модели с двигателями внутреннего сгорания объемом до 2,5, до 5 и до 15 см3. С целью максимального «форсирования» двигателей на моделях «электроклассов» применяют такие процессы, которые могли бы удивить и авторов учебников по теории электричества!
Скоростная управляемая модель должна дважды — против и по часовой стрелке — обойти треугольную дистанцию длиной порядка 180 м за минимально возможное время. Рекорд СССР в самом популярном 2,5-кубовом классе — 23 сек. Здесь уже важны не только скорость, но и маневренность, остойчивость на поворотах. По виду эти модели похожи на гоночные глиссеры; их делают широкими с днищем типа «крыло чайки». В арсенале моделистов все атрибуты современных быстроходных катеров — плавники, спонсоны, срезанные скулы, продольные реданы, транцевые плиты...
Интереснее всего смотреть состязания радиоуправляемых моделей фигурного курса, которые в зависимости от длины делят на два класса: от 700 до 1500 мм и от 1501 до 2500 мм. Треугольная «слаломная» дистанция уставлена многочисленными воротами, которые необходимо проходить то носом, то кормой вперед. Каждая последующая «программа» (всего их три) сложнее предыдущей, каждая должна быть выполнена в зачетное время. Не забудьте, что при этом к моделям предъявляются те же требования в части внешнего вида, что и ко всем самоходным моделям!
Видное место занимают в классификационной таблице и пять классов моделей парусных яхт. Два из них международные — «10» и «М». В первом — длина по ватерлинии и площадь парусности связаны определенной зависимостью, а в остальном правила дают свободу конструктору. Одним из наших мастеров, демонстрирующим современный подход к проектированию моделей этого класса, является известный читателям сборника конструктор «Крыма» В. Нелипа. Для класса «М» ограничений больше — длина 1270 ±6 мм, площадь парусности не более 0,51 м2 и т. д. Тем не менее и здесь время от времени появляются очень любопытные конструкции.
Самый интересный класс — это свободный («С») с единственным серьезным ограничением по площади парусности (0,5 м2). Чаще всего строят катамараны, вооруженные бермудским шлюпом или кетом. К сожалению, выступают в этом классе лишь юноши, поэтому особого прогресса в его развитии пока нет. Класс «П» (длиной 750 мм) предназначен для начинающих; за прототип взят «Звездник». Еще проще модели класса «Ю», корпуса которых разрешается собирать из покупных элементов.
На соревнованиях модели гоняют попарно «каждую с каждой» на квадратной дистанции со стороной 100 или 50 м. Задача — обогнать соперника, первой пройти финишные ворота.
Есть и радиоуправляемые парусные модели! На соревнованиях каждая из них должна выполнить четыре попытки, причем дистанция всегда устанавливается так, чтобы на лавировку пришлось не менее 40% пути. Обычно берут яхты классов «10», «М» или «С» и снабжают их двух- трехкомандной аппаратурой. Один из самых опытных в этом деле спортсменов — мастер международного класса В. Бондаренко, считает, что лучшие результаты дает аппаратура с пропорциональным управлением, когда отклонению регулятора на пульте управления соответствует отклонение руля либо поворот лебедки.
Замыкают таблицу классы настольных моделей, привлекающих особое внимание тех, кто не гонится за скоростями и не торопится с подъемом флага. Тут на первом плане тщательность отделки, полнейшая правдоподобность даже самых мелких деталей. Каждая модель — страница истории кораблестроения. Жаль только, что конкурсы таких моделей весьма редки.
Соревнования судомоделистов проводятся круглый год — зимой в небольших «комнатных» бассейнах, в остальное время — на открытой воде. Республиканские и всесоюзные встречи обычно делят на два этапа: состязания самоходных моделей и яхт, скоростных и радиоуправляемых моделей. Кроме того, часты матчи сильнейших, различные сборы — есть возможность подготовиться к международным встречам команд стран социалистического содружества и раз в два года — Европейского судомодельного союза НАВИГА. На последних нет командного зачета, но наши моделисты всегда в числе первых (особенно по самоходным и парусным моделям).
Армия строителей малого флота растет, постоянно обновляясь. Многие из тех, кто сегодня, волнуясь, впервые нацеливает модель в заветные ворота, изберут профессии, далекие от моря и судостроения, но память об этом увлечении не изгладится. И чем бы ни пришлось им заниматься в жизни, люди, говоря о них, наверняка отметят: золотые руки!