Производством надувных лодок Уфимский завод РТИ имени М. В. Фрунзе занимается с 50-х годов. Самой первой была двухместная лодка, разработанная сотрудниками НИИ резиновой промышленности. Лодку освоили, однако сразу же выяснилось, что спрос на нее настолько мал, что существует угроза затоваривания. Видимо, сыграло «роковую роль» полное отсутствие опыта обращения с такими необычно легкими на воде судами, явное недоверие к материалу, к самой форме лодки, к посадке пассажиров на непривычно «мягкое» дно. Лодку с производства пришлось снять.
Прошло всего несколько лет, и потребитель убедился в несомненных достоинствах надувной лодки, таких, как малый вес и транспортабельность, удобство хранения, простота «сборки» и при всем том — вполне достаточная надежность. Появился явный интерес к надувным лодкам, поэтому в 60-х годах, после длительного перерыва, завод вновь приступил к их производству.
К освоению была принята разработанная Ярославским заводом «Резинотехника» тоже двухместная «ЛГН-2». Эта ныне самая распространенная и всем хорошо известная модель в течение многих лет выпускалась двумя, а то и тремя заводами РТИ без особых изменений. В 1573 г., учитывая многочисленные пожелания, «ЛГН-2» полностью модернизировали. Длину ее увеличили на 100 мм, несколько изменили форму в плане. Благодаря изменению раскроя носовых деталей она получила более «мягкие», округлые обводы. Лодка «ЛГН-2У», составляющая и поныне основную массу выпускаемых в стране надувных лодок, изготовляется у нас на поточной высокомеханизированной линии: так, склеивание деталей производится на сборочных станках, обработка заделочными лентами — на карусельных станках. Цена ее 80 руб.
В статье «Уфимские новинки», напечатанной в №39 сборника (1972 г.) уже рассказывалось о лодке, задуманной в качестве своего рода улучшенного варианта «ЛГН-2». Это разработанная конструкторами завода в 1968 г. двухместная же «Уфимка». Она несколько уже, чем «ЛГН-2У», и симметрична относительно миделя; грести на ней легче. Лодка комплектуется удобными разборными веслами с полиэтиленовой лопастью и веретеном из двух дюралевых труб. Уключины несколько смещены от миделя к носу, что обеспечивает наиболее удобное положение гребца и удержание лодки на ровном киле при обоих вариантах нагрузки (один и два человека). «Уфимка» рассчитывалась на грузоподъемность 250 кг, но, как показала практика, спокойно выдерживает более 300 кг. Вес комплекта 16 кг.
Конструктивно лодка очень проста: ее корпус образуют детали всего трех типоразмеров. Применены легкие прорезиненные ткани на основе высококачественных каучуков СК ЭГТТ-30 и -40, заправленных нетемнеющим противостарителем НГ-2246, и каучука СК ПИ-118. Цена лодки 100 руб.
В течение нескольких лет — примерно с 1969 г. наши конструкторы проводили поисковые работы по созданию надувных лодок новых типов. Было изучено огромное количество патентного материала и зарубежных образцов, испытано несколько различных вариантов гребных «двоек» минимальных размерений. В результате появился «Дельфин», с конструкцией которого читатели сборника также уже знакомы по предыдущим публикациям. Напомним лишь основные конструктивные отличия этой оригинальной и легкой на ходу лодки, длина которой сейчас стала немного меньше, чем в первоначальном варианте (такой же, как и у других наших «двоек»). Оболочка склеивается из гораздо меньшего количества деталей, что повышает ее технологичность. Поскольку конструкторы использовали свойство материала по-разному растягиваться при нагружении вдоль основы и вдоль утка, основным деталям удалось придать почти правильную прямоугольную форму, а это позволило уменьшить процент отходов материала при раскрое примерно на 20%.
Применением двух деревянных банок (на первых образцах — пришнуровываемых, а теперь — закрепляемых в резиновых кронштейнах-опорах) и фанерного вкладного пайола обеспечивается общая жесткость лодки, устраняется ее деформация при нагрузке. Каждый борт является самостоятельной изолированной камерой, причем подъем симметричных заостренных оконечностей осуществлен благодаря плавному уменьшению диаметра баллонов и небольшому их развороту относительно продольных осей. Оконечности прикрыты небольшими «фартуками», которые придают композиции привлекательную законченную форму.
Стоит подчеркнуть, что если еще несколько лет назад цвет и эстетическое оформление лодки мало кого волновали, то сейчас это стало очень важным фактором. Корпус «Дельфина» благодаря наличию двух продольных швов изготовляется из яркой ткани двух цветов с отделкой темной лентой по верху бортов. Само название лодки выполнено в виде контура дельфина. Цена лодки 115 руб. Вес комплекта 17 кг.
Со второго полугодия 1974 г. «Дельфин» и «Уфимка» выпускаются со знаком качества; обе они экспонировались на международных ярмарках в Лейпциге и Пловдиве.
Уделяя все больше внимания эстетике и улучшению потребительских качеств продукции, наше предприятие в 1972 г. обратилось к Уральскому филиалу Всесоюзного института технической эстетики с просьбой разработать художественно-конструкторский проект новой надувной «двойки», отвечающей самым современным требованиям. На основе полученных рекомендаций заводские конструкторы разработали раскрой и чертежи комплектующих элементов. Так появилась «Айгуль», в конструкции которой воплощен ряд удачных решений.
В этой лодке и были впервые применены «формовые» резиновые опоры-кронштейны для крепления жестких сидений-банок. Точно так же впервые применены жесткие (съемные) полиэтиленовые уключины, вращающиеся в специальных формовых резиновых ушках; при этом исключена возможность разворота лопасти — она всегда остается в рабочем положении.
Размеры лодки «Айгуль», можно сказать, традиционны для наших «двоек» — 2600X1200 при диаметре баллона 320 мм, грузоподъемность 250 кг. Благодаря использованию легких прорезиненных тканей оказалось возможным снизить ее вес до 12—14 кг: на сегодня это самая легкая из двухместных лодок. Оригинальна и конструкция «Айгули»: два бортовых баллона в носу заострены, сближены и приподняты, а в корме соединены поперечным баллоном. Эта лодка идет на веслах, пожалуй, не хуже остроносого «Дельфина» и в то же время более «просторна», вместительна.
Во время испытаний на кормовой баллон «Айгули» с помощью несложного кронштейна навешивали экспериментальный подвесной водометный моторчик весом около 6 кг. Если бы наша промышленность освоила выпуск такого мотора (существующий «Салют» слишком тяжел, мощность его для подобных лодок велика), мы сразу же превратили бы «Айгуль» в «моторку».
Лодка изготовляется в двухцветном исполнении с отделкой по продольным швам темной лентой и очень нарядна. На носовой ее части смонтирована причальная скоба-утка; снаряжение, уложенное в лодке, прикрывает небольшой носовой фартук. В 1974 г. заводом и Уральским филиалом ВНИИТЭ получено свидетельство на промышленный образец «Айгули» и освоено ее серийное производство. Цена лодки 125 руб.
На базе этой перспективной прогулочно-туристской модели конструкторами завода разработана лодка «Турист», которая рассчитана на размещение уже трех-четырех человек. При сохранении удачной конструкции «Айгули» новый ее вариант — более «мореходен» и лучше приспособлен для сложных условий туристского плавания, на 600 мм длиннее и на 200 мм шире; а главное — диаметр баллона увеличен с 320 до 400 мм и еще больше приподнята носовая часть (теперь она надежно закрыта надувным фартуком-декой).
Эта лодка оснащена двумя парами весел и тремя жесткими банками. Вместо обычных шайб для крепления лееров применены причальные скобы-утки, которые служат одновременно и ручками для переноски.
Мы считаем, что эта надежная и легкая (вес ее около 20 кг) надувная лодка может быть использована не только туристами, но и в различных экспедициях. В прошлом году «Турист» экспонировался на ВДНХ СССР; сейчас выпускается опытная партия лодок этого типа для проведения всесторонних испытаний, в том числе и в народнохозяйственных целях.
Теперь несколько слов об одноместных лодках, предназначенных в первую очередь для рыболовов-любителей и охотников. «Ветерок» выпускается уже несколько лет и известен достаточно хорошо, а вот «Стриж» — новая разработка на базе модели «Цизо». Кормовая часть этой 2-метровой лодки сделана шире носовой, а диаметр баллона здесь на 100 мм больше, чем в носу. Благодаря этому «Стриж» при правильном расположении пассажира сидит на воде ровно, грести на нем удобно.
Конструкция состоит из набора (четырех) цилиндрических элементов в корме и в носу с переходными усеченными конусами по бортам. Внешнее оформление максимально упрощено. Лодка легка (вес не более 6 кг) и компактна, снабжается надувным сиденьем и ручными гребками. «Стриж» пользуется, судя по заявкам торговой сети, большим спросом.
До сих пор мы говорили о лодках гребных. В отличие от зарубежной практики, моторные надувные лодки распространения у нас, пока — во всяком случае, не имеют. Тем не менее Уфимский завод не прекращает работ в области создания легкой и надежной надувной лодки под моторы малой мощности.
Как уже не раз отмечалось, надувная «моторка» неизбежно оказывается сложнее по конструкции, тяжелее и, в конечном счете, дороже лодки гребной; при изготовлении ее требуются дефицитные материалы. (То, что 5-сильный «Прибой» сняли с производства, также отнюдь не способствует росту потребности в «моторке» и запуску ее в серию.) Другими словами, завод совершенствует уже известную читателям 3-метровую трехместную «Агидель», но выпускает лишь в крайне ограниченном числе экземпляров. Лодка «Агидель» представляет собой П-образную надувную камеру (диаметр 380 мм) с перегородкой в носовой части, делящей эту камеру на два отсека. Мотор навешивается на жесткий транец. Дно плоское со съемной сланью; носовая часть лодки закрыта мягким фартуком. Вес комплекта около 21 кг, грузоподъемность 350 кг.
При испытаниях с мотором «Прибой» скорость хода с одним человеком на борту составила 11,6 км/ч, а с полной нагрузкой — 8,4 км/ч, (С серийным «Ветерком-12» наша «Агидель» развивала скорость 40 км/ч). Диаметр циркуляции на полном ходу с паспортной нагрузкой — всего две длины корпуса, пробег по инерции при переключении с «полного переднего хода» на «стоп» — тоже не более двух длин корпуса.
Инструкторы Кагинской туристской базы рассказывают, что при плавании на Павловском водохранилище «Агидель» преодолевала волну высотой до метра. Применяли ее и для буксировки «Казанки-2М» с шестью пассажирами.
Бурное развитие водного туризма вызвало высокую потребность в надувных лодках самого различного назначения, в том числе и лодках повышенной грузоподъемности. Еще в 1971 г. была разработана и запущена в производство туристская лодка-понтон «ТЛП-10», рассчитанная на грузоподъемность более 1000 кг (полная — до 4000 кг) и используемая для сплава по рекам различной категории сложности.
«ТЛП-10» уже несколько лет используются турбазой «Агидель» на всесоюзном маршруте №59. В прошлом году такие понтоны, насколько нам известно, были применены для сплава по рекам Кавказа, Алтая и Забайкалья. Туристы из Саратова, например, сплавлялись по Катуни и Зеленчуку. Как сообщил заводу их представитель Б. А, Софинский, «Лодки-понтоны показали хорошую маневренность и обитаемость, сохраняли плавучесть в аварийных ситуациях; при небольшом весе они являются почти идеальным средством для туризма — сплава по горным рекам».
В прошлом году наши конструкторы разработали 6-местный вариант «ТЛП», который отличается от 10-местного не только меньшими размерами, но и тем, что нос и корма его несколько приподняты, понтон стал более узким в плане, лучше приспособленным для движения на веслах. Корпус состоит из 12 цилиндрических элементов, дно — из однослойной прорезиненной ткани. Лодка оснащена двумя жесткими сиденьями, закрепляемыми на бортах при помощи формовых опор. Для крепления лееров или причальных концов, а также переноски на бортах и в оконечностях установлено шесть скоб-уток.
«ТЛП-6» комплектуется четырьмя разъемными веслами, рукоятки которых, дополненные специальными надставками, служат и стойками палатки. Для установки стоек по концам обоих сидений сделаны отверстия, а на днище под ними приклеены формовые гнезда. Палатка из полиэтиленовой пленки крепится завязками к причальным уткам. Откинув бортовые полотнища, можно грести и с установленной палаткой. Как показывает уже первый опыт, при некотором навыке палатку можно использовать в качестве паруса.
«ТЛП-6» рассчитана на экипаж из пяти-шести человек со всем туристским багажом; паспортная грузоподъемность его 600 кг.
В статье А. Коробкова, напечатанной в одном из предыдущих номеров сборника, говорилось о необходимости выпуска надувных баллонов («бревен»), из которых можно было бы собирать, сплавные плоты нужной грузоподъемности или катамараны. Нашим заводом уже выпускается пять типоразмеров таких баллонов длиной от 2100 до 4400 мм и диаметром от 300 до 400 мм. Каждый баллон имеет два отсека. В качестве балок-поперечин и настила плота используются подручные средства (жерди, доски). До наполнения баллонов воздухом в имеющиеся петли заводятся и крепятся к ним поперечины, на поперечины укладывается продольный настил.
В 1974 г. надувные баллоны проходили испытания. На заводском водоеме плот из них простоял на якоре под нагрузкой полтора месяца без всякой подкачки.
Натурные испытания проводились в июле — августе на Китое (Восточные Саяны) силами Куйбышевского областного совета по туризму. О них подробнее расскажет руководитель экспедиции О. Забродин, а здесь мы только отметим, что четыре больших баллона сначала пришлось транспортировать в рюкзаках пешим способом через горный перевал высотой 2603 м, а уже после этого из них собрали плот на семь человек, имеющий габариты 9,0X2,8 м. Были и проколы и ремонты, но в целом, по мнению участников экспедиции, испытания в условиях похода по маршруту высшей категории сложности показали практичность и надежность надувных баллонов.
В заключение отметим, что по целому ряду причин завод не имеет возможности выпускать крупными сериями одновременно все описываемые в статье новые модели. Но общее число изготовляемых лодок, а наш завод — основной поставщик «надувнушек» для продажи населению, растет год от года. Выпуск лодок за истекающее пятилетие увеличился на заводе более чем в 3,7 раза; контрольная цифра плана на первый год новой X пятилетки — 192000 штук! Коллектив видит свою задачу в том, чтобы рост производства сопровождался расширением ассортимента и дальнейшим повышением качества уфимских надувных лодок, завоевавших у потребителей добрую славу.