В США за последнее десятилетие выработался совершенно определенный тип такой специализированной быстроходной и «всепогодной» лодки под мощный подвесной мотор 60—120 л. с., оснащенной всем необходимым для спортивной ловли, максимально безопасной при эксплуатации на открытых внутренних водоемах страны. Как правило, это непотопляемый тримаран с просторным кокпитом, дно которого нередко бывает поднято выше ватерлинии: варьируется в основном расположение пульта управления и площадок с креслами для рыболова. По мнению американской ассоциации рыболовов, длина такой лодки должна быть в пределах 4,9—5,5 м. Меньше делать лодку было нельзя, поскольку в погоне за скоростью все возрастала мощность применяемых моторов — она дошла уже до 150 л. с. (сейчас ее ограничили максимумом в 85 л.с.), а с другой стороны, не удавалось сделать плавание безопасным и «комфортабельным» в ветреную погоду, на беспорядочном волнении. С увеличением же длины свыше указанной значительно ухудшались маневренность и проходимость — способность проникать в мелкие бухточки, в устья речек и ручья, в такие места, где прячется окунь. Почему окунь? Да потому, что это «основной объект» любительской рыбной ловли. (В 1937 г, в водоемы США было выпущено около 7 млн. мальков большеротого черного окуня — близкого родственника нашего окуня — и за это время он распространился по всей стране.)
Возникновение огромного количества хорошо организованных клубов спортивного рыболовства и регулярное проведение ими всевозможных соревнований (по ужению того же окуня!) способствовали многим переменам в техническом оснащении любителей. Самой радикальной переменой и явился переход от традиционных плоскодонных яликов под моторы до 20 л. с. к быстроходным и мореходным тримаранам, которые получили, теперь общепринятое название «бэссбоут» — окуневых лодок (от bass — окунь). Очевидно, сыграло большую роль и то, что к этому времени промышленность смогла сделать доступными для значительного числа любителей рыбной ловли и мощные моторы, и сравнительно крупные лодки.
В США из 104 производящих мотолодки фирм 65 выпускают специализированные рыболовные лодки (из них 11 изготовляют корпуса из алюминиевых сплавов, остальные — из стеклопластика). Каждая из фирм рекламирует по нескольку, в среднем — десять моделей, причем среди них обязательно есть и крупная, комфортабельная «бэссбоут», и предельно простая, небольшая лодка, имеющая минимум необходимого оборудования.
Самая дешевая клепаная рыболовная лодка из легкого сплава стоит 300 долларов, стеклопластиковая — по крайней мере втрое дороже.
Открытый, ничем не загромождаемый кокпит, наличие приподнятых рыболовных платформ и кресел для рыболовов, специальных держателей и шкафов-ящиков для снастей, — это основные черты, характерные для большинства выпускаемых в США рыболовных лодок для внутренних водоемов.
Часто рыболов, приобретя «голый» корпус, затем постепенно приобретает и устанавливает по отдельности имеющееся в продаже оборудование: живорыбный садок с аэратором, льдохолодильник, грубоворсный «морской ковер» на палубу, якорное устройство с ручным или электрическим дистанционным приводом, подвесной носовой электромотор с педальным управлением (направление движения лодки и скорость хода можно изменять, не выпуская из рук удочки или спиннинга; цена такого моторчика 200—300 долл.).
Информация об изображении
«Си Крафт-23» типичная стеклопластиковая мотолодка для морского рыболовства
«Серьезным» любителям, не желающим ставить свое рыбацкое счастье в зависимость от воли случая, американские фирмы предлагают целый ряд приборов, которые помогают при выборе места ловли. Для этого надо знать, например, содержание растворенного кислорода в воде — от этого зависит расселение и клев того пли иного вида рыб. Такой работающий от аккумулятора полупроводниковый анализатор поставляет фирма «Рей Джефферсон»; цена его 155 долл. В арсенал рыболовов-любителей США входят также и термометры — поверхностный, позволяющий определять температуру верхних слоев воды прямо на ходу, и глубинный, показывающий температуру на любой глубине вплоть до 30 м (общая стоимость 90 долл.). Для измерения светопроницаемости воды пользуются прибором фирмы «Фишмастер», шкала которого проградуирована на предельную освещенность для каждого вида рыб (стоимость 50 долл.). Представление о «топографии» и структуре дна, длине водорослей, наличии коряг и т. п. и точное измерение глубины обеспечивают эхолоты фирм «Лоуренс», «Уоллер», «Эланд» п др., посылающие узкие (16°) лучи звуковой частоты. Наиболее простые эхолоты стоят 120 долл., а приборы с записью показаний па ленте — 300 долл.
«Си Крафт-23» типичная стеклопластиковая мотолодка для морского рыболовства
Все эти приборы сосредоточены на пульте управления лодкой. Поэтому неудивительно, что полная стоимость снаряженной комфортабельной стеклопластиковой мотолодки, вполне пригодной и для «профессиональной» рыбной ловли, доходит до 6000 долл.
Остается добавить, что большая и мореходная окуневая лодка уже мало чем отличается от лодок, предназначенных для морского рыболовного спорта (считается, что при удалении от берега в море на 10—20 миль минимальная длина лодки 7 м, для плавания в заливах и бухтах — около 6 м). Как говорят американцы, эти лодки «достаточно велики, чтобы можно было выйти в бурное море и ловить крупную рыбу, и достаточно малы, чтобы не пришлось закладывать дом для покупки лодки».
Широкое распространение специальные мотолодки для выхода в море получили в середине шестидесятых годов, когда и родилась идея «избавиться от палубы» и разместить пульт управления в центре просторного кокпита. Это дало возможность обхода на все 360° «вдоль борта» и одновременно — удобного маневрирования, что необходимо, когда попадается крупная рыба. Американские рыболовы назвали такие лодки консольными и, как видим, этот принцип планировки широко применяется и при проектировании окуневых лодок для внутренних водоемов. Концепция та же: высокая скорость на волнении (разница только — на каком), остойчивость, удобство непотопляемой рыболовной платформы. Тем не менее выбор обводов и соотношений размерений рыболовной лодки длиной 7—8 м и выше для выхода в океан — это специфический вопрос, тема отдельной статьи. Вернемся к гораздо более многочисленной группе лодок для спортсменов, которые ловят рыбу во внутренних водоемах.
Если судить по каталогам американских фирм, среди сравнительно недорогих моделей меньших размерении (длиной 4,0—4.9 м) преобладают лодки уже не с тримаранными, а с более технологичными, нередко — упрощенными обводами. Таковы, например, современные алюминиевые «джонботы» — низкобортные непотопляемые лодки с носовым транцем. Это, по существу, развитие того плоскодонного ялика, о котором мы упоминали в начале обзора. На такой лодке, естественно, уже не нужно приподнимать участки дна кокпита, на которых стоит (сидит) рыболов. Как правило, для подобных судов устанавливаются более жесткие ограничения по мореходности.
Показателен опыт фирмы «Оучита», которая рекламирует свои рыболовные лодки как «лучшие из алюминиевых джонботов». В каталогах этой фирмы значатся 17 моделей из стеклопластика и 47 — из легких сплавов, включая сюда каноэ и прогулочные лодки, но основную часть ее продукции составляют 34 варианта 3—4-местных алюминиевых плоскодонных, очень легких, сравнительно узких и низкобортных рыболовных лодок с упрощенными носовыми обводами (плоский наклонный лист и транец).
Конструкция их корпуса проста и технологична: протяженность сварных швов сведена до минимума — это только угловые соединения шести листовых деталей; продольный набор на днище и бортах заменен выштампованными на обшивке гофрами. При сборке в корпус устанавливают и приклепывают к обшивке носовую банку (она поднята выше остальных и служит своего рода носовой палубой-нотопчиной), два (или три) широких сиденья — воздушных ящика, несколько П-образных флоров (часть из них с заходом чуть выше половины высоты борта) и кницы по транцу. Борта имеют небольшой и практически постоянный угол развала — ширина по носовому транцу лишь немногим меньше, чем в корме, что и обеспечивает плавучесть носовой части и высокую остойчивость. Большая часть моделей изготовляется из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 1,6—1,7 мм.
Половина из общего числа рекламируемых рыболовных моделей «плоскодонок» «Оучиты» имеет полную длину 14 футов — 4,27 м (наибольшая модель — 20 футов, т. е. 6,1 м); при этом в зависимости от ширины и высоты борта можно различить всего 6 базовых моделей.
Типичная 3-местная 14-футовая лодка этой фирмы имеет ширину наибольшую 1,27 м при ширине по днищу 0,87 м и высоте борта 0,4 м (высота транца на всех моделях стандартная — 0,381 м). Примерный вес этой лодки 66 кг, полная грузоподъемность 250 кг.
4-местный вариант серии «DW» имеет при топ же длине ширину наибольшую 1,36 м при ширине по днищу 0,92 м и высоте борта 0,46 м. При весе лодки 75 кг грузоподъемность ее 286 кг.
Никакого рыболовного оборудования лодка не имеет — поставляется собственно «платформа», но та же фирма выпускает и продает различные пеналы для снастей, ящики с кассетами для крючков и блесен, подставки («пьедесталы») для кресел и сами вращающиеся кресла от простейших до комфортабельных, именуемых «президентскими».
Наконец, большое число имеющихся на американском рынке моделей представляет собой рыболовные варианты обычных прогулочно-туристских лодок; чаще всего, это 4—5-метровые довольно мореходные лодки с умеренно-килеватыми обводами, рассчитанные на установку мощного мотора, но немало и различных моторно-гребных лодочек под мотор 20—25 л. с.
В этой связи показателен опыт нашего северного соседа — Финляндии. На проходившей в Ленинграде выставке «Инрыбпром-75» можно было ознакомиться с продукцией двух финских фирм «Терхи» и «Ватор», выпускающих рыболовные варианты прогулочных лодок. В основе своей они похожи на американские: тот же просторный открытый кокпит, тот же смещенный к борту консольный пульт управления, те же повышенные требования к мореходности, скорости и безопасности. Правда, мы не увидели на выставленных лодках ни вращающихся кресел, ни живорыбного садка, ни коврового покрытия и электронных приборов.
Из беседы с представителем фирмы «Ватор» Й. Немесом выяснилось, что рыболовы Финляндии охотнее всего покупают подходящие для спортивной ловли рыбы лодки с минимальным оборудованием, а потом уже постепенно оснащают их в соответствии с возможностями и потребностями (на полный комплект оборудования надо затратить почти 1000 марок).
Финская рыболовная моторка, подчеркнем, как правило, не является самостоятельной моделью, а представляет собой одну из модификаций базовой прогулочной модели. Например, 3,55-метровая стеклопластиковая «Ватор-12» выпускается фирмой в двух модификациях на основе одного и того же тримаранного довольно широкого (1,45 м) корпуса. Поскольку лодка в обоих вариантах собирается из формуемых по отдельности секций собственно наружного корпуса и кокпита с внутренним дном, различаются только эти вставляемые в корпус «внутренние» секции. Вместе с дном кокпита рыболовной лодки формуется пульт управления (у правого борта); носовая и кормовая банки делаются значительно шире, чем в прогулочном варианте, — с них удобно ловить стоя, т. е. они выполняют роль «палуб»; в обеих банках сделаны закрываемые герметичными крышками багажники. Междудонное пространство заполнено пенополиуретаном, а в самом носу, под средней банкой и под кормовым сиденьем закреплены пенопластовые блоки плавучести. Полностью залитая водой лодка плавает и поддерживает на плаву четырех человек, для каждого из которых на этот случай на банках вдоль бортов предусмотрены ручки.
Рыболовная модификация «Ватор-12Р» тяжелее прогулочной на 10 кг и весит 165 кг, зато на нее можно устанавливать и более мощный мотор: уже не 4—10, а 10—20 л. с. Под 11-сильным мотором «Merc-110» с одним водителем на борту скорость 36 км/ч. Грузоподъемность — 370 кг. Стоимость ее 3000 финских марок,
«Ватор-14» тоже выпускается в прогулочном и рыболовном исполнениях. Стеклопластиковый корпус этой лодки имеет плоско-килеватые обводы, длина его — 4.25 м, ширина —1,60 м, грузоподъемность — 430 кг. Вес рыболовного варианта — 180 кг; на него можно устанавливать подвесной мотор мощностью до 20 л. с.
«Особей популярностью, — рассказывает И. Немес, — пользуется у нас именно рыболовный тримаран «Ватор-12Р». У президента Кекконена — страстного рыболова — как раз такая лодка!»