Вопросы, поднятые в статье Л. Г. Махаринского и М. В. Михайлова «Картоп» — мечта автомобилиста», своевременны и интересны. Зарубежный опыт и логика развития автомобилизма в нашей стране говорят о неизбежности появления широкого спроса на лодки, перевозимые на крыше легкового автомобиля. Тем более, что для хранения их не требуется организации специальных стоянок на воде, а гаражами уже обеспечена значительная часть автомобилистов-любителей.
По существу статьи мы бы хотели сказать следующее. Вполне достаточно, чтобы типаж лодок, перевозимых на крыше автомобиля, включал две группы — лодки универсального типа и глиссирующие моторные лодки. Парусное вооружение, видимо, можно будет придавать к некоторым образцам универсальной лодки. Байдарки и каноэ являются давно установившимися типами спортивных лодок, независимо от методов их перевозки, никакой «автомобильной специфики» не имеют; вопросы их производства не следует связывать с рассматриваемой проблемой.
В статье правильно отмечается исключительная сложность создания маленькой универсальной лодки, которая усугубляется невозможностью применения АБС-пластика в качестве материала.
По нашему мнению, на серийное изготовление нужно ставить лодку, которая предположительно будет иметь наибольшее количество покупателей. Опыт реализации «Дельфина» даёт основания полагать, что лодки подобного типа не являются «мечтой автомобилиста». Очевидно, что и любая другая одноместная лодка длиною около 2 м будет пользоваться меньшим спросом, нежели двух-, трехместная длиной около 2,5 м. (Маленькая лодка неудобна даже для одного рыболова: некуда разложить снасти, нельзя поменять место, просто потянуться после многочасового сидения в одной позе.)
Универсальная двух-, трехместная лодка должна эксплуатироваться под веслами или подвесным мотором мощностью 2—5 л. с., допускать приспособление ее под парус.
При изготовлении из АБС-пластика наилучшей является двухслойная конструкция с легким заполнителем внутри. Корпус из стеклопластика, видимо, будет целесообразно делать однослойным с планширем той или иной конструкции и объемами плавучести, расположенными под банками. Вес такой лодки будет около 50 кг, цена 170—200 рублей. При переходе на АБС-пластик и вес и цена заметно уменьшатся.
Что касается малой глиссирующей лодки, то с нею обстоит дело еще сложнее. Авторы правильно отмечают необходимость обеспечения большей ее прочности, что неизбежно приводит к увеличению веса. При изготовлении корпуса из стеклопластика вес такой лодки будет существенно больше 50 кг. Перевозка ее на крыше автомобиля станет трудновыполнимой. Если учесть при этом, что в багажнике автомобиля должен находиться мощный подвесной мотор, то поездка с таким громоздким оборудованием перестанет быть туристической. Поэтому нам представляется, что создание глиссирующих лодок будет полезно начать лишь после определения и развития потребности в универсальных лодках.
Итак, попробуем подвести итоги. Статья — нужная и полезная, в основном правильно ставящая вопрос о необходимости серийного выпуска маленьких лодок, которые можно перевозить на крыше автомобиля. Но создание хорошей лодки такого типа — задача сложная, гарантии на массовый спрос на эти лодки пока нет. Наиболее целесообразно начать работы с универсальной лодки на 2—3 человека с длиною ее около 2,5 м. С глиссирующими лодками нужно повременить.
И, наконец, английский термин «картоп» на русском языке, по нашему мнению, звучит нескладно. Хотелось бы заменить его русским словом. Со своей стороны можем предложить термин «автолодка».
Нашему ЦКБ поручено спроектировать такую автолодку для серийного выпуска, поэтому мы просим заинтересованных читателей сообщить свое мнение о том, какой она должна быть, по адресу — Москва, 103050, ЦКБ «Нептун».