О и ждал нее в гавани верфи в окружении своих предшественников, которые в разное время сошли с ее стапелей. Рядом покачивались прославленный «Полонез», высокобортный красавец «Антарес», «Леонид Телига», «Таурус» — легкий, как пустой бочонок на воде, «Огар». Новорожденный только что пополнил собой семью яхт типа «Арктурус-II» и еще не знал своего имени: лишь перед выездом из Ленинграда в Щецин мы нарекли эту новую яхту клуба Балтийского морского пароходства «Альбатросом».
«Альбатрос» — бермудский шлюп. Прочный корпус с обшивкой из краснодеревой склейки толщиной в 25 мм на мощном дубовом наборе, скрепленной медными заклепками. Доступу к наиболее ответственным местам ничто не препятствует. Так, к примеру, не трудно проверить или подтянуть болты крепления вант-путенсов. Они на виду и, вместе с тем, не портят интерьера каюты. У новой яхты клееный сосновый рангоут и дакроновые паруса. Условиями контракта оговорено их количество: один топовый стаксель, один грот, генуэзский стаксель и спинакер. На штормовой комплект пошла хлопчатобумажная ткань. Стоячий такелаж — тросы из нержавеющей стали, бегучий — синтетические тросы типа «плетенка» различного диаметра. Дельные вещи и почти все оковки — из нержавеющей стали. Утки дубовые. Для работы с бегучим такелажем на мачте и палубе установлено восемь двухскоростных бронзовых лебедок.
Такелаж и паруса мы приняли в считанные часы. Сложнее было разобраться в электросхеме, осушительной системе, в соединениях трех водяных танков и всевозможных помп и помпочек, научиться правильно обращаться со вспомогательным двигателем — двухцилиндровым 15-сильным дизелем производства шведской фирмы «Вольво Пента». Тут-то и пришли нам на помощь мастера верфи, люди многоопытные и ...терпеливые. С общения с ними и началось настоящее знакомство со Щецинской морской яхтенной верфью имени Леонида Телиги.
Когда-то — до 1947 г. — здесь, на левом берегу реки Одры, размещалась небольшая верфь, где строили рыбачьи лодки и боты. Преобразованная в яхтенную, она долгое время испытывала трудности из-за недостатка помещений, нехватки оборудования и материалов. Но коллективу везло на энтузиастов. Их стараниями верфь постепенно превращалась в современное предприятие с высокой степенью механизации труда. Новая верфь нашла пути кооперирования с польскими и зарубежными фирмами, изготовляющими всевозможное оборудование для яхт. Гибкая техническая и коммерческая политика, смелое экспериментирование принесли свои результаты.
Мы заходили в светлые просторные эллинги, мастерские, видели великолепный парусный цех, удобный слип, хорошо оборудованные складские, бытовые и административные помещения. Во всем чувствуется рука рачительного хозяина.
Отвечая на наши многочисленные вопросы, директор верфи Эдмунд Бонк особо подчеркнул, что на верфи занято всего 30 человек, но благодаря высокой квалификации, способности отлично выполнять операции различного, часто даже не родственного профиля, эти люди успешно справляются с напряженной программой. Характерно, что подавляющее большинство рабочих, мастеров, инженеров и конструкторов —. яхтсмены. Они — цвет щецинского яхт-клуба «Пассат», принадлежащего предприятию. Опытный яхтсмен и сам Эдмунд Бонк. В качестве помощника капитана он неоднократно участвовал в международных регатах и дальних плаваниях на яхтах новых проектов. За клуб «Пассат» среди прочих известных польских яхтсменов выступает на международной арене и один из конструкторов «Полонеза», автор проекта «Тауруса» Казимеж Яворский. «Огар», которым он командует, уже не раз восхищал знатоков паруса великолепными результатами в гонках. На трансатлантическую гонку одиночек 1976 г. Яворский намерен пойти на новой яхте, спроектированной и построенной на верфи им. Леонида Телиги.
В советских яхт-клубах появляется все больше яхт польской постройки. Только в клубе Балтийского морского пароходства их уже шесть. Три из них — «Таурус» и два «Арктуруса-II» — построены в Щецине. А в ближайшем будущем уже не только в рекламных каталогах, но и на воде заказчики увидят новую яхту из дерева типа «Драко». Это «двухтонник» по польскому проекту. А вот новый «полутонник» по американскому проекту «Картер-30» верфь уже строит, причем, как из пластмассы, так и из дерева. Первый пластмассовый «Картер-30» польской постройки участвовал в «Операции «Парус-74». «Дик» — так назван первенец — получил хорошую оценку специалистов.
Не забывает верфь и о своих старых «выпускниках» — она принимает на ремонт и переделку (удлинение, увеличение высоты борта и т. п.) суда, построенные в разные годы. А порой здесь строят яхты и бесплатно. Привилегией на получение таких подарков пользуются детские парусные школы польских яхт-клубов. В 1974 г., например, им безвозмездно было передано 20 пластмассовых «Оптимистов».
Наконец «Альбатрос» готов к 700-мильному переходу по холодной и штормовой весенней Балтике из Щецина в Ленинград. Вместительные рундуки поглотили необходимое снаряжение и продовольствие; контейнер со спасательным плотом «ПСН-10» лег на поперечный кильблок в кормовой части глубокого и просторного кокпита.
Перед отплытием мы побывали на борту «Полонеза» и обменялись сувенирами с его капитаном. Кшиштоф Барановский пожелал нам счастливого плавания, и оно действительно было таковым — несмотря на неблагоприятные ветры, мы дошли из Щецина в Ленинград всего за пять суток. За время рейса мы не обнаружили у яхты никаких недостатков.