II мировая война подвела огненную черту под всем предыдущим этапом развития яхтенного спорта в этой стране: взорванные порты, верфи и пристани, начиненные взрывчаткой яхтенные гавани, выход из которых заблокирован потопленными судами.
Но есть удивительные люди — энтузиасты. Еще вовсю бушевала война, а в Люблине в октябре 1944 г. был созван первый съезд Морской Лиги. Вернувшиеся с фронта яхтсмены начали мирную деятельность с организации традиционного спортивного похода из Варшавы по Висле, который ежегодно проводился до войны. На лодках, каяках, баржах — на всем, что могло держаться на воде, поплыли они к только что освобожденному Гданьску — по реке, на берегах которой дымились пожарища...
Страна вставала из пепла. Вскоре возобновили свою деятельность довоенные яхт-клубы Гдыни, Гданьска, Варшавы, Быдгощи, Хойннцы, Кракова, Познани, появились и новые водноспортивные центры на возвращенных Польше землях — в Щецине, Ольштыне, Вроцлаве, Устке.
В августе 1945 г. открылся Центральный яхт-клуб в Варшаве. В первом плавании яхты, построенной к этому торжественному дню, участвовал первый президент новой Польши Болеслав Берут. С октября того же года снова начал выходить журнал «Може» («Море»).
Возрождение парусного спорта было возможно только усилиями всего народа. Собирались общественные средства на покупку новых и ремонт старых яхт. Жители района Жолибож в Варшаве, например, внесли деньги на постройку кеча «Дар Жолибожа». Постепенно вводились в строй верфи и мастерские, занимавшиеся на первых порах ремонтом и восстановлением поврежденных судов.
Первый после войны сейм по парусному спорту состоялся в феврале 1946 г., тогда же возобновил свою работу Польский яхтенный союз. Для подготовки молодежи Морская Лига открыла пять яхтенных школ на побережье и пять внутри страны; в них ежегодно обучалось более шести тысяч человек. Инструкторов готовила основная база в Ястарне.
В 1947 г. в Щецине были впервые проведены ставшие теперь традиционными «Дни моря». К этому времени яхтенный союз объединял уже около сорока различных организаций, в которых насчитывалось 4228 спортсменов и 287 судов.
Уже в начале пятидесятых годов развернулось строительство малых килевых яхт и швертботов в Хойнице, Гданьске, Щецине и Кракове. Большие серии «Омег», «Финнов», «Пиратов», «N» для плавания на внутренних водоемах охотно закупались многочисленными спортивными обществами. Встал вопрос о постройке простых и недорогих парусных судов, предназначенных специально для молодежи, и щецинское воеводство первым приступило к его разрешению, построив сотню «Кадетов». В 1960 г. в Варшаве состоялся первый чемпионат яхт этого класса.
Постепенно появлялось все больше спортивных яхт олимпийских классов — «Летучий Голландец», «Звездный», «Дракон», а также таких международных, как «Хорнет». К 1967 г. в различных гонках и регатах звание чемпионов страны по отдельным классам яхт получил 101 экипаж (в том числе 17 женских и 27 юношеских).
С 1956 г. в ПНР проводятся большие международные состязания на Кубок Познаньской торговой ярмарки, на Кубок Международной недели Гданьского залива (по четным годам) и на Кубок Поморского Грифа в Свиноуйсьце (по нечетным годам). Эти соревнования постоянно привлекают большое число польских и зарубежных яхтсменов, что способствует популярности страны в мировом яхтенном спорте.
Крейсерские яхты начали строиться с 1948 г. Первой серийной отечественной морской яхтой был шлюп «Аметист» конструкции Збигнева Милевского и Мечислава Плючинского. К его серийному выпуску Гданьская верфь приступила в 1959 г. и в течение следующих восьми лет 90 «Аметистов» уже были проданы за рубеж — в США, Канаду, Англию, Швецию, ФРГ, Бельгию, Грецию, Швейцарию и Ливан.
За ними появились и другие крейсера отечественной конструкции — «Кинг-Аметист», «Опал», «Смарагд», «Сапфир», которые также широко шли на экспорт.
Морские яхты для клубов страны начали строить и мастерские Лиги друзей солдата в Щецине-Домбе. Здесь была построена серия судов типа «Грывач» и «Конрад» конструкции Ришарда Лангера и Казимежа Михальского, а затем кеч «Полония» (типа «Том») по проекту Леона Тумиловича. В 1959 г. парусный флот ПНР увеличился еще на 6 судов типа «Джозеф Конрад», конструкцию которых разработала группа, возглавляемая Хенриком Куявой. Это были первые в стране океанские яхты со стальными корпусами, прекрасно оборудованные и приспособленные к дальним морским плаваниям.
Польские яхтсмены к этому времени уже начали совершать короткие зарубежные рейсы — в Англию, Голландию, Францию, Бельгию, а затем все чаще стали выходить в воды Северной Атлантики. С 1956 г. поляки принимают участие в международных регатах, а создание собственных конструкций современных крейсерско-гоночных яхт позволило им выступать уже и в таких представительных состязаниях, как гонка на Адмиральский кубок или на Кубок Одной Тонны.
Возникла необходимость расширить и переоборудовать школы по подготовке яхтсменов в Ястарне, Гдыне, Тшебеже. Особенно хорошо была оснащена школа в Тшебеже, где сегодня проходят подготовку даже зарубежные яхтсмены. (Курсантом этой школы, кстати, был знаменитый «железный Рихард» — чешский яхтсмен Конкольский, совершающий сейчас одиночное кругосветное плавание).
С 1967 г. парусный спорт неизменно включается в программу общенациональной спартакиады. К этому времени 353 клуба и секции яхтенного союза объединяли около 50 тысяч человек; к 1974 г. эта цифра увеличилась до 65 тысяч. Парусный спорт стал в ПНР поистине массовым. При этом средний возраст яхтсмена 20 лет: это, бесспорно, спорт молодых. К парусу здесь приобщаются с детства — самые юные плавают на «Оптимистах», ребята от 14 до 17 лет — на «Кадетах», затем переходят на «420» и «Хорнеты». К 1969 г. в 576 «водных дружинах» было объединено 17 тысяч детей и подростков. Самое распространенное и популярное среди молодежи судно — «Кадет». В этом классе в Польше много, лет подряд проводилась международная регата, которая с 1966 г. превратилась в ежегодное первенство мира. Первыми польскими чемпионами мира стали Блажей Вышковский, Анджей Новицкий, Збигнев Каня, Конрад Фик.
Ведущие спортсмены ПНР принимают постоянное участие в розыгрышах первенства мира и Европы в олимпийских классах, однако заметных успехов здесь удалось добиться не сразу. В 1968 г. они впервые участвовали в Олимпийских играх в Мексике в классах «Финн» и «Летучий Голландец». На Олимпиаде 1972 г. Польша выставила свои команды уже в пяти классах из шести. В том же году суда под бело-красным флагом впервые участвовали в таком грандиозном мероприятий, как «Операция Парус-1972» (гонки парусных учебных судов). Польский парусник «Дар Поможа» стал абсолютным чемпионом гонки на северо-восточной трассе Каус — мыс Скаген. Все чаще Польша выступает как организатор международных состязаний по парусному спорту; здесь разыгрывались первенства Европы и мира в классах «Хорнет», «Финн», буер «DN»; сейчас готовится проведение гонок «Парус-1974».
С недавнего времени яхтсмены из ПНР все чаще уходят в дальние морские и океанские рейсы, требующие огромного мужества й большого искусства мореплавания. Кругосветное плавание Леонида Телиги иа «Опти», ледовые походы к берегам Исландии и Гренландии капитана Дариуша Богуцкого, участие в трансатлантической гонке одиночек 1972 г. Кшиштофа Барановского, Збигнева Пухальского и Терезы Ремишевской, кругосветный рейс Кшиштофа Барановского и многие другие трудные и интересные плавания принесли польским яхтсменам и польскому яхтостроению мировую славу.
Постройкой яхт и яхтенного оборудования занимаются сейчас в Польше Гданьская яхтеииая верфь «Стоги», Щецинская яхтеиная верфь имени Леонида Телиги, верфь «Висла» в Плеиеве, верфь «Устка», а также предприятия и мастерские в Хойиице, Остроге, Невядове, Эльблоиге, Варшаве и др. На них работают известные яхтенные конструкторы — Михальский, Кохана, Лаигер, Тумилович, Милевский, Куява, Оршулок и многие другие.
Тридцатилетие Польской Народной Республики — ныне одной из ведущих морских держав — яхтсмены готовятся встретить новыми спортивными достижениями и выдающимися плаваниями. В кругосветный рейс ушла «Мария» с Любомиром Моичкой, готовятся к таким же рейсам капитаны яхт «Дар Щецина» и «Зев можа», скоро отправится в одиночное кругосветное плавание отважная Тереза Ремишевская. Выдержали испытание кругосветным марафоном экипажи «Отаго» и «Коперникуса».