На Лианозовском электромеханическом заводе (г. Москва) спроектированы и изготовлены опытные образцы тахометра и спидометра для лодок народного потребления с подвесными моторами. Тахометр предназначен для замера числа оборотов коленчатого вала подвесного мотора в широком диапазоне от 500 до 6000 об/мин с точностью ±3%. Спидометр позволяет определить скорость лодки в пределах от 20 до 65 км/час с точностью вполне достаточной для любителя.
Опытные образцы уже прошли ресурсные испытания на опытной базе ЦКБ «Нептун» на моторах «Вихрь», «Нептун», «Москва», «Москва-25», «Прибой» и получили положительную оценку.
Тахометры и спидометры предполагается выпускать установленными на пластмассовом приборном щитке, который затем монтируется на панели моторной лодки. Установка этих приборов позволит оперативно (не проводя трудоемких испытаний) и достаточно точно подобрать винт, соответствующий гидродинамическим характеристикам мотолодки, не допуская превышения максимально допустимых оборотов коленчатого вала двигателя. Кроме того, используя тот же комплекс приборов, можно следить за постоянством мощности мотора в процессе эксплуатации, выявлять влияние на нее регулировок и усовершенствований, находить оптимальные глубину погружения и угол поворота лодочного мотора, находить наилучшую центровку лодки, проверять целесообразность установки реданов, транцевых плит и т. д.
Работа спидометра основана на измерении гидродинамического напора (давления) набегающего потока воды. Давление, воспринимаемое датчиком, по резиновой трубке передается на указатель скорости — манометр, шкала которого отградуирована в единицах скорости.
Работа тахометра основана на измерении среднего значения импульсного тока, величина которого прямо пропорциональна частоте следования импульсов в системе зажигания, в свою очередь, пропорциональной скорости вращения коленчатого вала двигателя.
Чтобы исключить влияние нестабильности формы и амплитуды импульсов зажигания на точность измерения числа оборотов, в тахометре использована схема ждущего мультивибратора, формирующая стабильные импульсы, синхронные импульсам зажигания. Запуск мультивибратора производится рабочим импульсом отрицательной полярности системы зажигания двигателя.
Измерение среднего значения импульсного тока, пропорционального числу оборотов коленчатого вала двигателя, производится с помощью миллиамперметра типа М-4200 со шкалой, проградуированной в об/мин.
Серийное производство приборов намечено освоить к началу 1975 года. Ориентировочная цена комплекта 30—40 руб.