Некоторым из этих проектов уже определены заводы — изготовители установочных серий. Ясно, что подготовка производства той или иной модели — процесс трудоемкий, требующий больших материальных вложений в оборудование и оснастку. В связи с этим необходимо не только тщательно отработать конструкцию и технологию изготовления судов до запуска в серию, но и иметь уверенность в устойчивом сбыте осваиваемой модели. Именно поэтому мы и выставили новые суда на оптовой ярмарке, надеясь получить от работников торговли предварительные заказы и заключить договоры на поставку в торговую сеть уже в 1974 г. тех моделей, которые судостроители готовы выпускать. С целью определения спроса населения на отдельные типы судов в более далекой перспективе наше ЦКБ провело заочный опрос любителей при помощи анкеты. Пользуясь случаем, благодарим всех, ответивших на вопросы этой анкеты, поделившихся своими соображениями о том, каким быть прогулочным лодкам.
Что же представляют собой упомянутые новые проекты ЦКБ «Нептун»?
«Лотос»
Корпус складной двухместной универсальной лодочки «Лотос» изготовлен из легкого сплава (готовится опытный образец и из стеклопластика). Высота этого корпуса — около 200 мм — перед спуском на воду увеличивается за счет мягкого «подъемного борта» из синтетического материала, не пропускающего воду. Этот подъемный борт по периметру верхней кромки крепится к деревянному лакированному кольцу-планширю, а внизу — к жесткому основному корпусу.
Чтобы нарастить борт, достаточно поставить несколько деревянных стоечек. Такое решение, уменьшающее габаритную высоту пакета, упрощает хранение и транспортировку «Лотоса». По нашему мнению, «Лотос» особенно подходит автотуристам.
Лодка предназначена для передвижения на веслах, под моторчиком «Салют» (скорость при этом составляет 8,5 км/час) и под входящим в комплект дакроновым парусом площадью 3,8 м2; ориентировочная ее цена около 250 руб.
«Серебрянка»
Эта мотолодка уже была вкратце представлена читателям сборника в отчете о VII Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз «Катеров и яхт». Основная идея, которую преследовали конструкторы при создании «Серебрянки», — дать любителям дешевое прогулочно-туристское судно, пригодное для эксплуатации практически под любым мотором во всем диапазоне имеющихся мощностей. На нее допускается установка мотора мощностью до 25 л. с. Максимальная скорость с «Вихрем-М» достигает 42 км/час; при небольшой загрузке лодка выходит на глиссирование и под 12-сильным «Ветерком».
Для улучшения мореходных качеств корпус, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава повышенной коррозионной стойкости (лодку можно эксплуатировать в морской воде), выполнен со значительной килеватостью — 16° на миделе — и продольными реданами. На «Серебрянке» разрешен выход в прибрежную зону водохранилищ при высоте волны до 0,25 м с удалением от берега на 1 км.
Для того чтобы лодка стоила как можно дешевле, мы максимально упростили конструкцию, отошли от привычного архитектурного типа «моторки» и выполнили ее открытой — без носовой палубы и ветрового стекла, похожей на гребную лодку, но с широким транцем и подмоторной нишей. (Кстати говоря, как показывает практика, основная масса тех же «Казанок» после нескольких лет эксплуатации ветровых стекол уже не имеет). Места для багажа предусмотрены под банками — в носу и под нишей. Просторный кокпит делает возможным использование лодки даже для хозяйственных целей. На ней удобно грести.
«Серебрянка» была представлена на ярмарке с ориентировочной ценой 240 руб.
В настоящее время проходит испытания клепаный вариант «Серебрянки»; с «Нептуном-23» он показал скорость до 46 км/час. Разработано штатное парусное вооружение.
«Селигер»
Глиссирующая мотолодка традиционного типа предназначена для использования с мотором мощностью до 30 л. с. Максимальная скорость под «Вихрем-М» — 37,8 км/час. Четырехместный «Селигер» оборудован ветровым стеклом, рулевым дистанционным управлением, двумя мягкими раскладывающимися сдвоенными сиденьями и легким тентом.
Памятуя о неудачном опыте использования фанеры марки ФСФ (на мотолодках типа «МК-29»), в данном случае конструкторы применили бакелизированную фанеру, достаточно прочную и водостойкую, обеспечивающую долговечность корпуса. Выбор такого материала был продиктован стремлением снизить стоимость лодки: фанера значительно дешевле легких сплавов и, тем более, стеклопластика. Что же касается набора, то для повышения долговечности лодки и возможности механизации работ по его изготовлению было решено делать его не деревянным, а из легкого сплава. Получилась композитная конструкция, в которой как бы объединены достоинства бакфанеры и алюминиевого сплава.
Ориентировочная цена такой мотолодки при налаженном производстве, на наш взгляд, может быть равна 450—500 руб.
«Москва»
Идею создания такой мотолодки подсказали нашим конструкторам любители водно-моторного туризма. Во-первых, многие из них считают недостаточной мореходность популярного «Прогресса»; поступили предложения делать подобные лодки подлиннее (часто любители самостоятельно удлиняют «дюральки» на 0,5 м) и более килеватыми. Во-вторых, большинство высказавшихся считает необходимым иметь на лодке надежное укрытие от непогоды и постоянные спальные места.
Эти пожелания были учтены. «Москва» на 0,5 м длиннее, шире и выше «Прогресса», килеватость днища повышена с 12° (на миделе) до 21°. Применен архитектурный тип лодки с открытой (с кормы) рубкой, широко известный за рубежом под названием «хард топ» (жесткий верх).
Кроме того, конструкторам хотелось этим проектом примирить, казалось бы, непримиримых антагонистов: с одной стороны, — любителей водоизмещающих тихоходных судов и, с другой, — сторонников «быстрой езды». Насколько это удалось, судить рано, но испытания опытного образца показали неплохие результаты. «Москва» с полной нагрузкой даже под самым маломощным из имеющихся 2-сильным мотором «Салют» шла со скоростью 8,0 км/час, с «Ветерком-8» 11,5 км/час. С двумя «Нептунами-23» лодка развила скорость 43 км/час (36 км/час с полной нагрузкой). Предельная допустимая мощность мотора — 50 л.с.
Корпус выполнен сварным из легкого алюминиево-магниевого сплава. В комплект оборудования входят тент, защищающий кокпит, дистанционное управление, навигационные огни, мягкие сиденья и спальные места (в рубке), столик.
Ориентировочная цена, по расчетам завода, изготовившего опытный образец, 1370 руб.
С учетом полученных замечаний конструкторы готовят сейчас чертежи клепаного варианта «Москвы».
«Марина»
Это — типичный «дневной крейсер», снабженный небольшой рубкой-убежищем. Материал корпуса — стеклопластик. В оборудование этого надежного и сравнительно мореходного туристского судна, рассчитанного на установку мотора (моторов) мощностью до 80 л. с., включены: дистанционное управление, ветровое стекло, тент над кокпитом, два складывающихся кресла, мягкие сиденья и спальные места. В закрытой рубке могут расположиться на ночь четыре человека. Скорость «Марины» с двумя моторами «Нептун-23» достигает 40 км/час.
Сейчас разрабатывается новый, усовершенствованный вариант архитектурного решения «Марины». Вся документация, необходимая для подготовки производства, уже передана предприятию.
Ориентировочная цена «Марины» 2000—2500 руб. в зависимости от материалов, применяемых для отделки и обстройки рубки.
«Дракон-2»
Каютный вариант пластмассовой мотолодки «Дракон», разработанной конструкторами НПО «Ритм».
Описание лодки было опубликовано в №40 сборника.
«Орион-15»
Одна из экспериментальных проработок конструкторов Ярославского завода «Резинотехника».
Эта надувная мотолодка с мотором «Ветерок-12» развивает скорость 30 км/час.
«Мечта»
Складная металлическая лодка, предлагаемая Московским машиностроительным заводом «Салют». На ней можно установить подвесной мотор «Салют» или «Прибой».
«Мидия-2»
Универсальная пластмассовая двухместная лодочка, снабженная парусом площадью 4 м2. Возможна установка мотора мощностью до 5 л. с.
На страницах сборника уже были представлены читателям два других судна, построенных по проектам «нептуновских» конструкторов и показанных работникам торговли.
Практически всем, кто видел стеклопластиковую каютную мини-яхточку — швертбот «Ассоль» (а мы использовали все возможности для демонстрации ее и на ВДНХ и на других выставках, включая и свою «фирменную» на Москва-реке], она понравилась. Площадь парусности ее 13 м2; возможна установка (на кронштейне) мотора мощностью до 12 л. с. В каютке размещены четыре удобных спальных места, в носовой части оборудован небольшой отсек для хранения парусов и багажа.
Это надежное прогулочно-туристское парусное суденышко успешно прошло все испытания, чертежи его откорректированы и переданы для запуска в производство, однако вопрос о серийном выпуске по-прежнему остается открытым. И, в частности, потому, что результаты демонстрации этого судна совершенно нового у нас типа на оптовой ярмарке оказались весьма скромными: торговые организации дали предварительную заявку всего на 37 яхточек.
Предположим, в данном случае осторожность торговых баз понятна (никогда еще яхт не продавали, ориентировочная цена — 2200 руб. — немалая). Но что можно сказать, когда на шпоновую моторно-гребную прогулочную лодку «Форель» общий заказ составил всего... 800 штук! Напомним, что, создавая проект этой лодки, к серийному производству которой уже приступила Городецкая верфь, конструкторы специально старались сохранить основные черты заслужившей большую популярность и широко известной «ШПШ-3М» («Березки»). Так что здесь и лодку можно считать знакомой (она стала только лучше — безопасной, приспособленной к установке мотора) и к цене (120 руб.) никаких претензий быть не может.
Каковы же результаты демонстрации на оптовой ярмарке остальных моделей «Нептуна»! К сожалению, не лучше: «Марина» — 94 шт., «Серебрянка» — 52 шт., «Москва» — 52 шт., «Селигер» — 50 шт., «Лотос» — 60 шт. Понятно, что это не те цифры, при которых стоит вкладывать огромные суммы в организацию производства, тем более — выпуска судов из легкого сплава, которые могут быть рентабельными для предприятия при серийности не ниже 10—15 тыс. единиц. Складывается впечатление, что торговля сегодня не заинтересована в получении и сбыте прогулочных судов новых типов. Получается заколдованный круг, а в накладе оказываются все любители водного туризма. В этой связи представляется полезной и актуальной помещенная в № 45 сборника статья «На торговые темы», посвященная вопросам совершенствования взаимоотношений производства и торговли. Со своей стороны мы хотели бы только добавить, что, очевидно, пришла поре министерству торговли СССР выполнить соответствующее Постановление Совета Министров СССР (1968 г.) и создать сеть специализированных магазинов, где могла бы быть организована продажа по образцам. Покупатели могли бы знакомиться с предлагаемыми новинками, а представители промышленности — встречаться с покупателями.
Некоторые из образцов, о которых было рассказано выше, еще проходят проверку, конструкторы и технологи продолжают поиски оптимальных решений. В планах ЦКБ «Нептун» на этот год такие работы, как, например, постройка и испытания опытного образца мини-яхты из шпона, создание на базе «Москвы» и «Марины» катеров со стационарными двигателями и поворотно-откидными колонками.
Многие читатели, отвечая на «нептуновскую» анкету, выражали пожелание видеть в продаже недорогие туристские катера с двигателями малой мощности, вроде пользующихся заслуженной популярностью «Л-6» или «Л-12». К сожалению, из-за отсутствия стационарного бензинового или дизельного лодочного двигателя требуемой мощности (порядка 8 л. с.) мы не имеем возможности создать такой катер. Вообще во всем, что касается выпуска лодочных стационарных двигателей, конвертирования существующих автомобильных моторов, создания поворотно-откидных колонок и реверс-редукторов наши моторостроители остаются в большом долгу перед любителями-водномоторниками. То же самое надо сказать и по поводу того, что до сих пор нет в продаже 40—50-сильных подвесных моторов. Создаваемые в настоящее время мотолодки «Марина» и «Москва», например, приходится приспосабливать к установке не одного, а двух моторов, а это отрицательно сказывается на конструкции, удорожает мотолодку.
Мы надеемся, что улучшение координации усилий всех заинтересованных ведомств и организаций позволит нашей промышленности уже в ближайшее время предложить покупателям прогулочные суда именно в том ассортименте, который наиболее полно отвечает их запросам и вкусам.
Для каждого студента важным этапом является написание дипломной работы. Конечно же лучше писать самому, так как знания не купишь, но если у вас мало времени, можно заказать написание диплома тут. Помните, что защищать диплом вам, так что советую хорошенько вникнуть в тему и проштудировать диплом.