Выпускаемые в настоящее время прогулочно-туристские лодки комплектуются веслами из дерева или из легкого сплава, которые не отвечают современным технико-эксплуатационным, технологическим и эстетическим требованиям.
Научно-производственное объединение «РИТМ» разработало конструкцию более совершенных композитных весел с лопастями из термопластичного материала — полипропилена, легко поддающегося литью и прессованию, сварке и экструзии (выдавливанию через профилирующие отверстия). Веретено весла может быть изготовлено из древесины или дюралевой трубы. Первый вариант предпочтительнее, так как при этом перевод предприятий, выпускающих деревянные весла, на изготовление композитных, можно будет осуществить быстрее и с меньшими затратами.
Наиболее надежным оказался вариант узла соединения, показанный на эскизе. Шейка веретена имеет у основания участок, оформленный в виде обратного конуса, благодаря чему предотвращается возможность смещения лопасти вдоль веретена в процессе эксплуатации. Лопасть напрессовывается на веретено, что обеспечивает плотность и жесткость соединения. На характер посадки соединения дерево — пластмасса влияют деформации обеих деталей и, в первую очередь, колебания диаметра деревянной детали вследствие изменения влажности древесины. Поэтому при разработке конструкции рассматриваемого узла была выполнена исследовательская работа по определению необходимого натяга, обеспечивающего надежность соединения.
Изготовляемые серийно деревянные весла с криволинейной поверхностью лопасти обладают сравнительно высокими гидродинамическими показателями. Лопасть композитного весла повторяет эти отработанные десятилетиями формы; макет ее был специально проверен на гидродинамические качества.
Лопасти из термопластичных материалов имеют определенные преимущества перед деревянными — легче и долговечнее их. Материал лопасти не скалывается, не имеет трещин, сучков и прочих пороков, свойственных древесине, совершенно не подвержен гниению. Технологические свойства стабилизированного пропилена позволяют методом экструзионно-выдувного прессования изготовлять пустотелые лопасти с хорошим внешним видом. Благодаря использованию пигментов в составе материала можно получить устойчивую окраску лопастей в соответствии с требованиями современной эстетики.
Криволинейность формы придает лопасти необходимую жесткость в направлении действия эксплуатационных нагрузок при гребле. При отталкивании веслом от берега лопасть получает лишь незначительную деформацию, которая исчезает сразу же после снятия нагрузки.
При работе композитными веслами вход и выход лопастей возмущает воду незначительно; сбег воды с поверхности лопасти меньше, чем у аналогичных деревянных весел. Появляется приятное ощущение упругости гребка.
Композитное весло имеет положительную плавучесть и может эксплуатироваться в пресной или морской воде при температуре от —5 до +50° С; храниться такие весла могут при температуре до —30° С. Можно еще добавить, что композитные весла оказываются дешевле, чем весла из легкого сплава или дерева.
Разработанное весло предназначено для комплектования серийных лодок народного потребления с расстоянием между подуключинами от 115 до 155 см.
Композитные весла успешно прошли заводские и межведомственные испытания. Серийный выпуск их начат в 1974 г.