Как часто бывает, что туристы, стремясь в дальние края, не знают интереснейших мест своей родной области! Вот вам пример: по рекам востока Ленинградской области в библиотеке-архиве нашего городского клуба туристов нет ни одного отчета (зато описаний походов по Приполярному Уралу или Саянам, прямо скажем, немало). О многих, как будто специально созданных для туризма реках этого района вы не найдете даже упоминаний в краеведческой и туристской литературе (скажем, в книжке Г. Евгеньева «По рекам и озерам Ленинградской области»).
А между тем совершенно не освоенный туристами восток Ленинградской области представляет собой исключительно живописный озерный край, мало уступающий прославленному Карельскому перешейку. Особенно хороши места на водоразделе Волжского и Балтийского бассейнов — на отрогах Взлдае-Тихвинской гряды и Вепсовской возвышенности. Великолепные леса. Можно встретить здесь и такие любопытные явления природы, как карстовые озера (например, Койгушское).
Это — самый мало населенный район области со слабо развитой сетью путей сообщения. Крупных населенных пунктов почти нет. На значительной части территории проживают вепсы — потомки веся («вепся»), ветвь финно-угорской группы. В экономике главную роль играет лес, в сельском хозяйстве — молочное животноводство.
Для тех, кто заинтересуется этим краем, предлагается маршрут по рекам Лидь, Чагодища и Молота, пройденный летом 1973 г. группой ленинградцев. Думается, что он представляет несомненный интерес и для туристов из других районов страны, тем более, что подъезд к началу маршрута довольно удобен: следует поездом добраться до станции Ефимовская линии Ленинград — Волховстрой — Вологда.
Севернее поселка Ефимовский на высоком берегу старого Тихвинского канала (длина 5,3 км) возвышается памятник, сложенный из массивных камней. На медной доске надпись: «В память посещений императора Петра Великого между 1712—1716 годами». Петра привлекло сюда желание соединить надежным водным путем центр страны и новую столицу. Здесь близко сходятся верховья скатывающихся в разных направлениях небольших речек — Соминки и Тихвинки; соединенные, они могли стать связующим звеном водного пути между Волгой и Невой. Однако идея эта была осуществлена слишком поздно — только в 1811 г., и вскоре же, сразу после открытия гораздо более удобной Мариинской водной системы, Тихвинская система потеряла хозяйственное значение. В настоящее время на ряде участков заброшенный канал обмелел настолько, что даже на байдарке проходим лишь в высокую воду. Другими словами, планировать переход через водораздел этим каналом не стоит, хотя он и фигурирует не только на многих картах области, но даже в карманном Атласе мира (изд. 1963 г., например) и в 24 томе БСЭ (2 изд.).
Можно, наверное, спускаться по Соминке прямо от Ефимовской, но советую поступить иначе. Попутным транспортом или на заранее заказанной в трансагентстве автомашине доехать (это около 40 км) до деревни Пудрино на берегу Лидского озера, через которое протекает река Лидь — 164-километровый приток Чагоды. От деревни до берега метров 500, здесь есть удобное место для сборки байдарок. (Начинать маршрут еще выше — из района Пелушского озера, откуда и вытекает Лидь, можно только в высокую воду.)
Лндское озеро вытянулось длинной лентой примерно на 7,5 км при наибольшей ширине 0,6 км. Озеро неглубокое — максимальная глубина до 9 м. Дно песчаное. По берегам леса, местами раскинулись пашни и луга. Для стоянки наиболее удобен юго-восточный берег; здесь хороший пляж, а за ним смешанный лес, богатый ягодами и грибами. Здесь стоит задержаться на пару дней, естественно — отойдя на 2—3 км от деревни. Любителям рыбной ловли можно посоветовать пройти к месту впадения реки и подняться вверх по Лиди до небольшого следующего озера этой озерной системы.
На выходе из Лидского озера мост и слева от него деревня Платониха. Вначале берега Лиди низкие, но буквально через километр они становятся выше и начинаются перекаты, которые, чередуясь с плесами, будут встречаться на всем протяжении реки. Проходимость перекатов зависит от высоты воды. Наиболее мелкие, требующие частичной проводки, расположены на участках между деревнями Платониха и Тресно, пос. Лидь и устьем правого притока — реки Белой. Ниже протоки, ведущей из озера Великого, почти все перекаты можно проходить по главной струе даже при низком уровне воды. Перед дер. Тресно и не доходя до устья Белой встретятся разрушенные плотины демонтированных сельских ГЭС; при низкой воде байдарки придется проводить с частичной разгрузкой.
Очень красивы и удобны для разбивки лагеря участки реки от пос. Лидь до ст. Заборье и от впадения протоки из озера Великого до устья. Особенно хорош высокий, покрытый сосновым бором берег ниже моста у железнодорожного разъезда Тургош. Здесь через реку натянут трос водомерного пункта, проходить следует осторожно. Затем путь преградит низкогабаритный разрушенный мост, перед которым образовался мощный завал (обнос по правому берегу порядка 40 м).
Магазины и почта имеются в следующих населенных пунктах; в поселке Лидь (выход на левый берег у моста шоссе), на станции Заборье (приставать к левому берегу ниже железнодорожного моста), в поселке Тургош (на правом берегу у первых домов).
По берегам, почти на всем протяжении реки попадаются кусты черной смородины. На вырубках много черники, брусники, гоноболи. Изобилие грибов.
Рекомендую зайти в устье Белой и подняться на 2—3 км до плотины разрушенной мельницы, расположенной в очень красивом месте. Вода в речке полностью оправдывает свое название — исключительной чистоты и прозрачности. Второй заход стоит сделать в протоку, вытекающую из озера Великого; она впадает справа через 4—5 км после устья Белон. Не нужно смущаться, видя, что местами протока суживается до метра или разливается на ряд рукавов, исчезающих в камыше. Идти следует, придерживаясь рукава с наиболее сильным течением. Кое-где путь преграждают заколы; отдельные из них приходится обходить, продираясь сквозь тростник. Выйдя в первое озеро, нужно придерживаться правого по ходу берега. Впереди будет железнодорожный мост линии Кабожа — Подборовье, а под ним — узкая и короткая протока, которая и приведет вас в озеро Великое. Наиболее удобные места для стоянок — западный берег. Здесь стоит остановиться, погулять по лесу и вдоль озера.
Еще один переход — и Лидь впадает в Чагоду. Эта река и шире и быстрее; общая длина ее 246 км. По берегам лес чередуется с полями и лугами. На участке до поселка Чагода встретятся шесть перекатов, проходимых по главной струе. После железнодорожного моста справа впадает крупный приток — Песь, после которого Чагода меняет свое название и становится Чагодшцен (по другим источникам, Чагодощей). Кстати говоря, как написано в книжке С. В. Кисловского «Знаете ли вы? (словарь географических названий Ленобласти)», название это связывают с существовавшим у новгородцев именем Чаго-дощь, точно так же, как Тургош происходит от имени Тургощь. Что же касается названия Лидь, то некоторые ученые производят его от вепсского слова линд — птица.
В районе поселка Чагода (это райцентр, находящийся уже в Вологодской области) река разливается и становится очень мелкой. Останавливаться надо, пройдя пляж. Отсюда близко до станции (400 м), а около нее расположены магазин, почта и столовая. До центра поселка, расположенного на левом берегу, около 1,5 км.
Из Чагоды ежедневно в 20.00 отправляется поезд до ст. Подборовьс, в составе которого есть и вагон до Ленинграда. При необходимости здесь вполне можно закончить маршрут. Ориентировочно можно считать, что от Лидского озера до пос. Чагода около 130 км.
После поселка характер берегов не меняется, но перекатов на реке нет — их заменяют мели. Много отличных песчаных пляжей. От Залазно до Котово Чаголища очень петляст, много стариц. В Мологу она впадает довольно сильным, но легко проходимым перекатом. Против устья — ка правом берегу Мологи расположен поселок Желябово (Лентьево). В центре памятник народовольцу А. И. Желябову, уроженцу этих мест.
Отсюда наш маршрут проходит уже не вниз, а вверх по реке. Эти 25 км до г. Устюжна придется идти против довольно сильного течения Мологи, особенно быстрого на перекатах. Лесов на самом берегу мало, чаще всего лес отстоит от реки на 1,5—2 км, однако место для лагеря и дрова найти нетрудно.
В Устюжне надо останавливаться около старого деревянного моста (недействующего); отсюда будет близко до центра города и автобусной станции (примерно 200 м). Устюжна — старинный город с рядом церквей, памятников архитектуры XVII века; ныне это районный центр Вологодской области. Отсюда автобусом или на попутной машине нетрудно добраться до станции Пестово (60 км) линии Ленинград — Москва-Бутырская.
При желании и наличии свободного времени можно от Желябово пройти вниз по Мологе до города Весьегонска, т, е. с выходом в заливы Рыбинского водохранилища.
Для опытной, физически сильной группы можно рекомендовать весенний маршрут II категории сложности — от Святозера (это примерно в 40 км к северо-востоку от Лидского озера) и далее через озеро Пелушское и вниз по Лиди, как было описано; летом верхняя часть маршрута проходима только в высокую воду.
Для семейных групп с детьми лучше всего начинать от ст. Чагода.