Мы подходим к павильону «Солнечный» на территории Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Москве. И чуть ли не первое, что бросается в глаза, помимо ярких транспарантов, — нарядный катер, стоящий перед входом. Что ж, это не случайность: ведь и на самой эмблеме выставки рядом с зелеными деревцами — синие волны! (В проспекте говорится: у воды и на воде проводят время 75% отдыхающих американцев; 46 миллионов жителей страны являются «капитанами» и членами экипажей прогулочных катеров, яхт, лодок и лодочек, включая все существующие в природе их разновидности!).
Попадаем в затемненный зал. С широкого экрана надвигается на нас старинный колесный пароход «Марк Твен» — точная копия того парохода, на котором еще мальчишкой плавал по Миссисипи будущий великий писатель. Кадр сменяется кадром: мы видим Америку. Глубокие каньоны, величественные горные массивы, леса — знаменитые национальные парки. Летят самолеты, парят дирижабли, мчатся автомобили с домиками-прицепами, идут катера и амфибии на воздушной подушке, каноэ и надувные плоты прорываются сквозь пену бурлящих потоков. Вот на опушке леса семья туристов готовит пищу на электрической печке, а вот неутомимые рыбаки выдергивают из воды, конечно, больших и неотразимо красивых рыбин...
Попутно все время меняются диапозитивы и на двух боковых экранах. Бесконечное кино (не только при входе, но и в центральном зале, на нескольких небольших экранчиках) — очень важный инструмент показа, дающего некоторое представление о поистине необъятной теме этой интересной выставки. Заметим — очередной из серии выставок, организуемых по специальному соглашению между правительствами СССР и США. (В Москве она работала месяц, и ежедневно на ней бывало около 10000 посетителей).
Не будем и пытаться описывать все многообразие экспонатов. Расскажем лишь о тех, которые представляют наибольший интерес для читателей сборника. Попутно будем цитировать проспект выставки — великолепно изданную брошюру — и приводить некоторые из цифр, фигурирующих в экспозиции.
Достаточно беглого взгляда на карту, чтобы согласиться с авторами проспекта: «Воды в Америке достаточно». Десятки районов страны кратко характеризуются, как «сущий рай для туристов-водников». Рекламируются (и как!) укромные бухточки и пляжи, безмятежные речки и прелестные городки «где можно не без приятности провести время». И при этом рекламируются умно, дифференцированно: неторопливым полутуристам-полудачникам, мечтающим «по-настоящему отрешиться от суеты городской жизни», — одно, любителям острых ощущений — совсем другое. Уж если приглашают байдарочника в заповедные Пограничные воды (государственный лес Сьюпириор и парк Кветико), то не забывают указать, что там не только строжайше запрещено применение моторов всех видов, но даже самолетам пролетать не разрешается...
На нас, однако, производят впечатление не красоты природы, а береговой сервис. Не будем сейчас говорить о ценах (высоких — в этом убеждают цифры), но нельзя не позавидовать тому, что говоря сухим языком, береговое обслуживание американских водников «не оставляет желать лучшего». Развитая сеть стоянок-марин, кемпингов-ботелей и аквателей, фирменных ремонтно-заправочных пунктов, баз проката, кафе, «морских» магазинов, а главное—великолепная информация: карты, лоции, расписания, прейскуранты и, разумеется, реклама. Ясно, что без информации сделать обслуживание выгодным бизнесом вряд ли удалось бы!
Основу прогулочного флота Америки составляют 9500 тыс. моторных судов и яхт. И можно с уверенностью сказать, что сделать водно-моторный туризм широко популярным помогли массовый выпуск подвесных моторов и прекрасная организация технического обслуживания По официальным данным на начало 1973 г. в стране находились в эксплуатации 7400 тыс. подвесных моторов и около 800 тыс. стационарных двигателей (чаще всего — мощных бензиновых с угловыми поворотно-откидными колонками).
Все это многообразие моделей моторов большой и малой мощности представлено на выставке всего тремя экспонатами. Первые два — это хорошо известная читателям по обзорам «Гонки. Рекорды. Моторы» продукция детройтской автомобильной фирмы «Крайслер» и специализировавшегося на лодочных моторах концерна «ОМС».
Белоснежный 85-сильный «Крайслер» очень хорошо выглядит на транце фирменной лодки: видно, что дизайнер, проектировавший оформление 15-футового «Курьера», имел в виду именно «свой» мотор — те же грани, те же модные прямые. О самом моторе говорить практически нечего: обычный современный американский мощный подвесной мотор. Посетители выставки с интересом знакомились с такими его узлами и устройствами, как аварийный звуковой сигнал, срабатывающий при перегреве двигателя, термостат, «рециркулятор» топлива, настроенный выхлоп и т. п. Нарядный пластмассовый кожух (с отделкой под цвет катера) изнутри оклеен паралоном. Цена «Крайслера» — 1465 долл.
Следует добавить, что эта же фирма выпускает стационарные двигатели мощностью от 40 до 375 л. с., откидные колонки на мощности от 155 л. с. и выше, 22 модели подвесных моторов мощностью от 3,6 до 150 л. с. и 18 моделей прогулочных мотолодок и катеров.
Вдвое менее мощный «Эвинруд-Норсмен» соответственно и вдвое дешевле (около 700 долл.). Он интересен именно типичностью. Это один из самых распространенных в США потребительских моторов самого популярного класса: ведь 40 л. с. — средняя мощность выпускаемых в стране «подвесников». Выставленная модель имеет обычный ручной запуск, но по желанию покупателя (за отдельную, конечно, плату) может быть установлен электростартер. Любопытно, что кроме трехлопастного стандартного винта (диаметр 267, шаг 330 мм) фирма поставляет в магазины четыре сменных винта. Вес мотора 58 кг. На топливном баке смонтирован удобный указатель уровня.
Миниатюрный подвесной моторчик «Шекспир» работает от 6- или 12-вопьтовой аккумуляторной батареи. При потреблении тока 10 а (12 в) он развивает тягу на швартовах 2,5 кг; этого вполне достаточно для плавания на одноместной резиновой лодке со скоростью 5 км/час. «Шекспир» выпускается фирмой «Вондертролл» в числе 9 различных моделей электрических подвесных моторов, самый мощный из которых обеспечивает тягу 9 кг. Как вспомогательные бесшумные установки при рыбной ловле или охоте подвесные электрические моторчики получают все большее распространение. Впрочем, как и основные — на самых малых прогулочных судах с ограниченной дальностью плавания (в зоне прокатной станции, например). Сейчас их производят уже 10 американских фирм.
Теперь о лодках. Вернемся к экспонату № 1 — синему с белой палубой катеру, стоящему на зачехленном трейлере перед входом. Это 6-местный пластмассовый «Супер-ланджер» известной корпорации «Крис-Крафт», выпускающей прогулочные суда 10 типов. Представленный катер — одна из сравнительно недорогих моделей, однако его отличают изящные стремительные линии силуэта, прекрасная отделка. Большое трехстворчатое ветровое стекло с двумя «дворниками» и открывающей выход на носовую палубу средней створкой-форточкой. Легкий нарядный тент с прозрачными съемными боковинами. Мягкие раскладывающиеся сиденья. Обводы — глубокое V с умеренной килева-тостью днища. В самой корме катера установлен компактный 175-сильный карбюраторный двигатель с угловой поворотно-откидной колонкой марки «Крис-Крафт 270». Остается упомянуть размерения «Супер-Ланджера»: длина — 5,8 м, ширина — 2,14 м.
Второе из представленных на выставке сравнительно больших судов — тоже 6-местная и тоже пластмассовая белая с красными полосами на бортах мотолодка «Курьер-154» фирмы «Крайслер». При длине 4,56 и ширине 1,96 м высота борта довольно велика — 1,02 м. Это, наряду с применением патентованных обводов «гидро-V» (практически то, что мы называем тримараном), свидетельствует о высокой мореходности этой универсальной мотолодки. Вес корпуса 387 кг; грузоподъемность 580 кг.
Планировка самая модная. В носу просторная «ванна» с двумя мягкими сиденьями и обивкой из «морского винила», невысокими трубчатыми поручнями. Затем проход (дверкой служит откидная створка стекла), по сторонам которого справа — пульт управления, слева тумбочка с просторным шкафчиком, и просторный кокпит с бортовыми полками-нишами, двумя раскладывающимися в спальные места сдвоенными (спинка к спинке) креслами.
«Курьер» перевозится по суше на фирменном трейлере модели «С-1300» грузоподъемностью 590 кг, снабженном небольшой ручной лебедкой для спуска и подъема судна. В качестве дополнительного оборудования той же фирмой выпускаются откидывающийся в корму тент с боковинами, приборный щиток и 45-литровый стационарный топливный бак. Продуманность компоновки и тщательность отделки всех конструктивных элементов лодки заслуживают самой высокой оценки.
Приведенные в табличке стоимости катера (1200 долл.), трейлера (233 долл.) и мотора (976 долл.) представляются заниженными; во всяком случае в американских журналах можно встретить более высокие цены. Однако оставим это несоответствие на совести устроителей.
Любопытны опубликованные в описаниях экспонатов цифры, характеризующие эксплуатационные расходы любителей водно-моторных прогулок. Аренда катера на 6 часов стоит 12 долл., на 12 часов — 18 долл. (топливо оплачивается отдельно по средней цене 35 центов за галлон — 3,78 л). Стоянки очень дороги. Как правило, ежемесячно взимается плата из расчета 1 доллар за фут длины лодки. Очевидно, этим и объясняется широкое распространение сухопутного варианта хранения лодки — в гараже на трейлере; при американском уровне автомобилизации этот вариант оказывается очень удобным и в смысле возможностей переброски лодки на любые расстояния по суше. И неслучайно к началу 1973 г. в США было зарегистрировано 3790 тыс. лодочных трейлеров (один трейлер на две моторки!).
Плавания под парусом также являются в США весьма распространенным видом отдыха на воде. В стране насчитывается 643 тыс. собственных яхт и около 400 яхт-клубов, а число ежегодных участников крейсерских плаваний достигает 2 млн. человек. Ежегодно промышленность выпускает 59 тыс. яхт разных классов, часть которых идет на экспорт. Почти все прогулочные яхты снабжаются вспомогательными двигателями (чаще всего — подвесными моторами).
Стоимость стоянки яхты равна 60—80 долл, за сезон. Широко практикуется сдача яхт напрокат по таксе от 15 до 25 долл. за день. Обучение искусству вождения парусников в некоторых клубах бесплатное, но в большинстве случаев взимается почасовая плата (например, прохождение сокращенного 12-часового курса обходится в 85 долл.).
На московской выставке парусный флот был представлен, естественно, лишь транспортабельными прогулочными швертботами. Впрочем, исключительно популярный в США «Санфиш» (в строю около 100 тыс. единиц) можно смело назвать и спортивным: регулярно в этом классе проводятся соревнования, включая чемпионаты страны. Пластмассовый непотопляемый корпус-поплавок (длина 4,2 м; ширина 1,23 м) сделан низким и с очень маленьким кокпитом — только чтобы свесить туда ноги. Вооружение очень простое и типовое для малых судов: что-то вроде латинского паруса (6,75 м2; дакрон на двух соединенных под углом дюралевых трубках). Мачта тоже дюралевая, стоячего такелажа нет. Шверт втыкается в колодец, расположенный перед кокпитом. Вообще-то «Санфиш» — двойка, но на прогулки на нем можно выходить втроем и даже вчетвером. Швертбот,стоявший на выставке, был изготовлен фирмой «АМГ (Алкорт)».
Рядом совсем маленький швертботик с изображением похожего на подсолнух цветка на нейлоновом ярко раскрашенном парусе. Он и называется «Санфлауэр». Это типичная лодочка для автомобиля: если «Санфиш» весит 62,5 кг, то «Санфлауэр» с полным оборудованием в два с лишним раза легче — 27 кг. Швертботик получился таким легким потому, что корпус его (длина 3,35 м, ширина 1,07 м, высота борта 305 мм) отформован на прессе из новой разновидности термопластического материала — корлита. Вес собственно корпуса всего 21 кг. «Грузоподъемность» швертбота 180 кг, т. е. его экипаж могут составить двое взрослых. Парусное вооружение такого же типа, что и на «Санфиш», только площадь паруса поменьше — 4,1 м2. (Как позднее мы узнали из журнала «Yachts and yachting», в Англии выпускается другая модель «Санфлауэра» — с носовой палубой и парусом площадью 5,1 м2; полный вес вооруженного швертбота 34 кг; цена 118 фунтов стерл.). Остается добавить, что это суденышко, которое посетители выставки могли не только посмотреть, но и как угодно трогать и двигать (как, впрочем, и все другие экспонаты), имело марку «Снарк корпорэйшн».
10000 американских буеров пяти основных классов (ежегодно это число пополняется 500 новыми ледовыми яхтами) представлены «Найтом» — великолепно отделанным (корпус комбинированный — дерево и пластик) буером популярного и хорошо известного советским любителям класса «DN-60».
Еще один парусник — это не просто легкая (вес 20 кг без банок), но и складная лодочка. Плоский пакет, который очень удобно перевозить, за какие-нибудь пять минут превращается в раскрепляемую вставными банками 2,7-метровую лодку. Есть и моторный вариант суденышка, рассчитанный на установку «подвесника» с максимально допустимым весом около 16 кг. Цена парусного варианта, готового к выходу в плавание, 425 долл.
Чтобы закончить разговор о малых транспортабельных лодках, упомянем о 55-долларовой надувной «Пирайе», по форме (одинаковые острые оконечности) очень похожей на наш уфимский «Дельфин», но меньшей по размерам (2,28X0,74 против 2,75X1,25 м) и грузоподъемности (112 против 250 кг). Это удобная для гребли байдарочным веслом надежная одиночка. Производит впечатление вес «Пирайи» — всего 4,25 кг (в четыре раза меньше, чем уфимской лодки).
Надо подчеркнуть, что хотя надувные лодки исключительно популярны среди американских рыбаков-любителей (а их официально числится 49000 тыс.!) и туристов, подлинно американским типом малого универсального судна является каноэ. «Для человека, стремящегося проникнуть в самые дебри природы,— пишут авторы выставочного проспекта, — ничто не может быть лучше каноэ», очень легкого на ходу, вместительного и надежного. Не будем увлекаться статистикой, но отметим, что действует около 100 туристских центров (клубов), специализированных на прокате каноэ со всем необходимым снаряжением (плата 10—20 долларов в день). Естественно, заботиться об обратной доставке лодки от конца маршрута туристам также не приходится.
О том, что на дюралевых или пластмассовых каноэ зимой можно спускаться с гор, в сборнике уже упоминалось. Оказывается (на выставке показывают кинокадры), их применяют теперь и для прогулок по замерзшим озерам и рекам: по чистому льду два человека, отталкиваясь шестами, могут разогнать легкое каноэ до скорости 25 км/час!
Считается, что в личном пользовании американцев находится 100 тыс. больших неразборных и 4000 чисто спортивных — слаломных каноэ. На московской выставке экспонировались такие лодки четырех распространенных типов (и, очевидно, не случайно три из них были из стеклопластика). Фирма «Мэд Ривер», например, показала два каноэ: средних размеров (5,0X0,83 м) весом 31,5 кг и маленькое (3,15X0,66 м) весом всего 7,2 кг, стоящее, однако, не так уж мало: 165 долл. Разборное каноэ (деревянный набор и мягкая обшивка) длиной 5,4 м и шириной 0,9 м весит 26 кг (545 долл.).
Снаряжение для воднолыжного спорта представлено большим количеством водных лыж разных марок и типов (ежегодный их выпуск составляет 1,2 млн. штук), гидрокостюмами (главным образом «мокрого» типа), разноцветными «плавающими» фалами (в основном из полипропилена), спасательными жилетами и поясами из пенопласта (надувные жилеты считаются пройденным этапом). Воднолыжный спорт весьма популярен: по данным выставки, им занимается более 10 000 тыс. американцев. В стране работает не менее 300 лыжных клубов, вот уже более 20 лет издается специальный журнал («Water Skier»), Новичок может быстро встать на лажи, но обучение отнюдь не бесплатно; 10 долларов за урок.
Большим успехом у посетителей выставки пользовались воздушные змеи. Такой змей, буксируемый мощным быстроходным катером, поднимает воднолыжника на высоту иногда свыше 100 м. Можно было видеть также овальные доски с плавничком для «серфинга» — катания на прибойной волне, оборудование для подводного спорта (а им занимается около 3 млн. американцев), превосходное снаряжение для туризма, рыбной ловли и охоты.
Мы познакомились с современной техникой, которой оснащены водные виды спорта и туризма в США, многое узнали об организации индустрии туризма. Благодарим администрацию и гидов выставки, желаем им счастливого путешествия по нашей стране (выставка передвижная, ее маршрут Москва — Уфа — Иркутск — Ереван — Кишинев — Одесса).