Сначала появились электромобили — с моторами, работающими от примитивных батарей. Первый из них и установил в 1899 г. официальный рекорд скорости движения по суше, равный 92,75 км/час. Машина эта весила 1400 кг и развивала (на очень короткое время) мощность около 36 л. с. Называлась она «Всегда недовольный». Конструкторами и водителями были французы — братья Шасселу-Люба.
Спустя три года этот рекорд был перекрыт четырехцилиндровым гоночным паровым автомобилем «Серполлэ», имевшим машину мощностью 106 л. с. при 1220 об/мин коленчатого вала. Этот автомобиль, сконструированный французом Леоном Серполлэ, прошел мерную дистанцию со скоростью 120,15 км/час.
Потом началась эра двигателей внутреннего сгорания, повсеместное засилие которых и привело ныне к угрожающему загрязнению воздуха. Но, поскольку мы говорим пока о рекордах, будет справедливо напомнить, что в 1906 г. паровые автомобили еще — ив последний раз — сумели обойти бензиновых собратьев. Деревянный паромобиль с двухцилиндровой машиной мощностью всего 50 л. с. развил невероятную по тем временам скорость — 205,34 км/час.
Затем о гоночных сухопутных паровиках надолго забыли; вскоре «вышли из игры» паровые катера, пароходы. а потом, понемногу, и паровозы. Однако всеобщий интерес к «безвредным» пару и электричеству, пробудившийся в последние годы у задыхающихся горожан, снова вызвал к жизни старую идею. Можно ли при современном исключительно высоком уровне развития двигателей внутреннего сгорания создать скоростные паровые автомобили и катера, способные конкурировать с бензомоторными?
Да, — заявил известный изобретатель американец В. Лир (на его счету более 100 патентов). Перейдя от слов к делу, он разработал проект парового гоночного автомобиля, предназначенного для участия в знаменитых автомобильных гонках «Инди».
Что же касается применения пара на воде, то здесь уже есть не только проекты, но и реально существующие конструкции. Приводим фото парового катера, спущенного на воду в конце 1971 г. калифорнийской фирмой «Автокост». Известно только то, что мощность силовой установки составляет 600 л. с. и конструкторы считают ее вполне конкурентоспособной. Использован серийный корпус катера «Мараудер» длиной 7,32 м. Как заявил представитель фирмы, катер-пароход предназначен для участия в океанских гонках, но им уже заинтересовались американские военно-морские силы. Во всяком случае, никаких подробностей ни об испытаниях катера, ни о типе его двигателя не приводится.