«Форель»
Длина, м | 3,66 |
Ширина, м | 1,25 |
Высота борта, м | 0,47 |
Вес со снабжением, кг | 88,7 |
Грузоподъемность, кг | 300 |
Скорость под мотором «Ветерок-8», км/час: | |
с 1 чел | 25 |
с 2 чел | 20 |
с 3 чел | 16 |
Гребная шпоновая лодка «Форель» в ближайшее время должна заменить одну из наиболее массовых наших лодок — «ШПШ-ЗМ». Основными достоинствами старой «шпонки» «ШПШ-ЗМ», обеспечившими ей широкую популярность, были невысокая цена (99 рублей), малый вес, легкость хода под веслами, достаточная вместимость, простота эксплуатации и ремонта. В то же время неоднократно отмечались и такие существенные ее недостатки, как неудовлетворительная остойчивость, неприспособленность к движению даже с малосильным подвесным мотором.
Новая лодка выгодно отличается от своей предшественницы повышенными остойчивостью и мореходностью, хорошими ходовыми качествами под мотором, более высокой прочностью корпуса. По своим обводам «Форель» напоминает небольшой швертбот с несколько заглубленной кормой. Любители паруса легко смогут переоборудовать ее в неплохое парусное суденышко.
Проект лодки разработан ЦКБ «Нептун». Серийный выпуск «Форели» будет начат в текущем году; предполагаемая цена 110 руб.
«Автомобилист»
Длина, м | 2,75 |
Ширина, м | 1,12 |
Высота борта, м | 0,46 |
Вес со снабжением, кг | 56 |
Грузоподъемность, кг | 160 |
Вес и габариты двухместной пластмассовой лодки «Автомобилист» позволяют перевозить ее на багажнике практически любого легкового автомобиля. Несмотря на небольшие размеры, лодочка достаточно вместительна и удобна для прогулок и рыбной ловли, на ней можно поставить легкий подвесной мотор (мощностью до 10 л. с.) и даже парус. Благодаря тримаранным обводам «Автомобилист» имеет достаточную остойчивость, хорошие скоростные и мореходные качества. Так, с мотором «Ветерок-8» была показана скорость до 30 км/час.
Лодка очень послушна в управлении. При малых оборотах мотора она маневрировала настолько легко, что отзыв одного из членов межведомственной комиссии — «на ней можно танцевать вальс» — не кажется преувеличением.
Возможность хода под парусом проверялась с использованием штатного парусного вооружения серийной лодки «Мидия-2» (рейковый кэт). Рулем служило одно из весел. Лодка вполне удовлетворительно шла в галфвинд и более полными курсами.
В то же время управление веслом вызывало затруднения, и любители паруса, очевидно, предпочтут установить самодельный руль.
Важным достоинством «Автомобилиста» является очень большой для такой маленькой лодки запас плавучести. Внешняя и внутренняя оболочки ее корпуса отформованы из полиэтилена повышенной прочности и долговечности, а пространство между ними заполнено пенополиуретаном. Внутренний объем лодки, который может быть заполнен водой, невелик. Поэтому залитая до краев лодка с одним человеком и мотором на транце держится на плаву и даже имеет минимальный надводный борт около 10 см.
Поскольку многим читателям полиэтилен, очевидно, знаком мало и не внушает доверия, упомянем об испытаниях прочности «Автомобилиста» трехкратным выбрасыванием с полного хода на покрытый галькой берег и ударом с хода о бетонную стенку. Оба эти испытания (ныне исключенные из типовой программы как слишком «варварские») «Автомобилист» выдержал без серьезных последствий.
«Сарепта»
Длина, м | 4,60 |
Ширина, м | 1,60 |
Высота борта, м | 0,75 |
Грузоподъемность, кг | 450 |
Вес со снабжением, кг | 235 |
Скорость хода, км/час: | |
с двумя «Вихрями» и 1 чел | 40,6 |
с двумя «Вихрями» и при полной нагрузке | 35 |
с одним «Вихрем-М» и нагрузке 300 кг | 26,9 |
На Волгоградском судостроительном заводе успешно прошла все испытания и рекомендована к серийному производству 4-6-местная моторная лодка «Сарепта», которая упоминалась в №38 сборника.
Проект этой надежной и комфортабельной моторной лодки разработан инженерами заводского КБ. Ее отличительными особенностями являются тримаранные носовые обводы и легкая, открытая с кормы, сдвижная рубка. В крайнем носовом положении рубка смыкается с ограждением ветрового стекла, обеспечивая надежную защиту от ветра, брызг или дождя; сдвинув рубку в корму (до расстояния на 1,3 м от стекла), можно открыть кокпит, в котором расположены два сдвоенных кресла и двухместный диван. Для ночлега кресла и диван раскладываются в спальные места па четыре человека. Под креслами устроены рундуки, вдоль бортов — четыре шкафчика для мелких вещей. Носовая переборка отделяет от кокпита вместительный форпик (автор был свидетелем того, как из него извлекли дюжину разнокалиберных канистр), снабженный палубным люком.
Достойная всяческой похвалы тщательность проработки внутренней планировки «Сарепты» объясняется тем, что все ее создатели — большие любители водного туризма.
Надежность сварного корпуса (из легкого сплава) проверена 300-часовыми ресурсными испытаниями. «Сарепта» достаточно мореходна и остойчива, хорошо управляется, устойчива на курсе при прохождении попутной волны. Блоки плавучести обеспечивают непотопляемость. Попавшая в лодку вода легко удаляется на ходу через автоматический шпигат, расположенный в транце.
Лодка рассчитана на установку одного или двух подвесных моторов общей мощностью до 40 л. с.; очевидно, наиболее практичным для нее будет мотор «Вихрь-30» или «Вихрь-М» с винтом, имеющим шаг несколько меньший, чем у штатного. Предполагаемая цена «Сарепты» 900—1000 руб.
«Ока-4»
Длина, м | 4,25 |
Ширина, м | 1,53 |
Высота борта, м | 0,71 |
Вес со снабжением, кг | 197 |
Грузоподъемность, кг | 400 |
Скорость с мотором «Вихрь-М», км/час: | |
с 1 чел | 41,4 |
при полной нагрузке | 30,4 |
В начале ноября на испытательной базе ЦКБ по судам на подводных крыльях прошла межведомственные испытания четырехместная моторная лодка «Ока-4». От своей предшественницы она отличается несколько большими размерами, увеличенной килеватостью днища и повышенной прочностью корпуса.
Как известно, в первом своем варианте, выпущенном в продажу в 1970 г., «Ока» представляла собой довольно легкую и быстроходную лодку, но, как выяснилось, ее облегченный корпус не выдерживал ударных нагрузок при ходе ка волне, производство «Оки» было прекращено. Не желая вторично рисковать своей репутацией, ЦКБ по СПК основательно переработало проект, а первые образцы новой «Оки-4» подвергло всесторонним, жестоким и длительным испытаниям. Для объективной оценки эксплуатационных качеств лодки во время испытаний рядом с «Окой-4» находились «Крым» и «МКМ».
Значительная килеватость днища обеспечивает «Оке-4» более высокую мореходность и управляемость. Так, при ходе на волне высотой 0,55 м ударные нагрузки оказались значительно ниже, чем у «Крыма» при высоте волны 0,3—0,4 м. «Ока-4», не снижая скорости, делает довольно крутые повороты, на которых другие мотолодки вынуждены прекращать глиссирование, так как «не вписываются в поворот». На поворотах крен (внутрь циркуляции) невелик и безопасен.
Лодка очень устойчива на курсе: даже на небольшой волне сохраняет прямолинейное движение при брошенном штурвале. Для плоскодонных лодок значительную опасность представляет прохождение косой попутной волны; рысканье кормы при этом бывает настолько резким и неожиданным, что неосторожный пассажир или сидящий в корме водитель может оказаться за бортом. Килеватая корма «Оки-4» избавляет ее от этого недостатка.
Для устойчивого глиссирования с полной нагрузкой «Оке-4» необходим мотор мощностью 25 л. с., а при полезной нагрузке менее 300 кг — достаточна мощность 20 л. с.
Предполагаемая цена мотолодки 600 руб.