История нашего клуба ведет начало с того дня, когда 12 лет назад была основана секция водномоторного туризма при облсовете по туризму. В первом списке секции числился 31 человек, и почти все эти «старожилы» до сих пор плавают под флагом ЛКВМТ. Их катера «Лада», «Задор», «Рассвет», «Пилигрим», «Лебедь», «Могикан», «Бронислава» хорошо известны ленинградским любителям. В 1963 г. число членов секции перевалило за 150, а к 1968 г. — за 500. Возникла необходимость в организации рабочих комиссий, например, портовой (которая следит за порядком у бонов, распределением мест на берегу, а также охраной), технической (ведающей строительством базы и судов, а также проведением занятий), финансовой, маршрутной, пожарной и др.
В марте 1970 г. было официально принято решение о создании Ленинградского клуба водно-моторных туристов, утверждены его устав и положение о флаге (приведено в № 32 сборника). Было избрано правление во главе с Б. И. Ивановым.
К концу прошлого года число судов, плавающих под флагом ЛКВМТ, достигло 750. О популярности клуба свидетельствует поток заявлений о приеме в его члены, однако мы не можем их удовлетворить из-за отсутствия мест на стоянке. Мы считаем, что в поднятии авторитета и популярности ЛКВМТ важную роль сыграло учреждение клубного кормового флага, флаг — это не только символ принадлежности к ЛКВМТ, это залог сознательности и дисциплинированности членов каждого экипажа. Флаг помогает воспитывать высокие качества советского гражданина, уважение к морским традициям.
Сейчас наш клуб перешел в ведение ОСВОДа РСФСР. Это значит, что мы получаем не только новые права, но и новые обязанности, в частности — по поддержанию порядка на воде. Надо сказать, что и раньше мы поддерживали тесную связь с ОСВОДом. Так, например, инспектора Ленинградской навигационно-технической инспекции были частыми посетителями клуба. Они занимались приемкой и освидетельствованием судов, а в выходные дни выходили в залив или вверх по Неве на катерах клуба на патрулирование. Среди членов ЛКВМТ у них уже есть и надежные помощники — группа общественных инспекторов. Одновременно при навигационно-технической инспекции ОСВОДа создается Совет общественных инспекторов, который явится ядром этого актива в городском масштабе. Быстрейшая разработка рекомендаций по организации такой инспекторской работы общественников поможет как следует подготовиться к навигации 1973 г.
Правление клуба также готовит предложения по обеспечению порядка на водных путях. С этой целью пересматриваются и наш устав, и положение о флаге, уточняются взаимоотношения клуба и Совета ОСВОДа.
С началом навигации наш клуб получил новое название — «Нева», а на его флаге появилась эмблема ОСВОДа.
Если говорить о постановке клубной работы, надо в первую очередь отметить деятельность учебной части, которую возглавляет опытный инженер-механик К. Н. Колоколов. Организованные им курсы в 1972 г. подготовили 166 судоводителей-любителей; еще 474 члена клуба прошли переподготовку для получения новых прав на управление маломерными судами. К чтению лекций были привлечены опытные специалисты морского и речного флота, такие, как А. В. Сычев.
В клубе имеется секция судостроения, руководимая Е. Ф. Залевским. Здесь члены ЛКВМТ всегда могут получить консультации по вопросам судовой архитектуры, силовым установкам и оборудованию. Можно отметить два направления в работе наших любителей-судостроителей. Одни занимаются конструированием и изготовлением своего нового судна с начала и до конца. Другие стараются приобрести готовый корпус, а затем оборудуют его по своему вкусу. Характерным примером удачного исполнения судна по своему проекту является яхта «Яхонт» Т. Н. Соколова (её описание можно будет прочесть в сборнике). Примером второго типа является катер «Рассвет». Можно сказать, что и в 1972 г. это второе направление было явно преобладающим. Обычно используются списанные с судов мореходные спасательные шлюпки длиной порядка В метров. Правда, оборудование туристского катера на базе такой шлюпки занимает иногда четыре-пять лет, зато судно получается со всеми удобствами, включая камбуз, отопление, а то и теплый душ. Скорость таких судов небольшая (обычно 12—13 км/час), зато дальность плавания с одной заправкой доходит до 2000 км. Немало у причалов клуба и переоборудованных «шестерок», однако большую часть судов составляют «Казанки», «Прогрессы» и «каэски».
Думаю, что можно отметить общее повышение культуры нашего самодеятельного судостроения, в чем немалую роль играет выпуск сборника «Катера и яхты» и ряда книг. Уродливые со всех точек зрения суда все реже встречаются на водных путях нашего бассейна.
По числу и дальности плаваний прошлое лето было не типичным — малоурожайным: из-за лесных пожаров их пришлось отменить. Но до момента запрещения было проведено свыше 100 дальних походов (в Выборг, на Ладогу и Онежское озеро, по Волхову до озера Ильмень, на Мету, — излюбленные маршруты ленинградцев). Более 1500 человек принимали участие в походах выходного дня.
О перспективах клуба сейчас говорить рано, еще много неясного, но мы уверены, что рано или поздно наш ЛКВМТ будет иметь и оборудованную базу, и учебный корпус, и мастерские.