Солнце садилось за темные ели, когда яхта, обогнув мыс, вошла в бухту и, сбросив паруса, остановилась у островерхого плавучего сооружения с маяком и надписью «Флотель».
В большом круглом зале ресторана, занимающего весь первый этаж центрального корпуса, было людно. Пока капитан яхты разговаривал со встречавшим его администратором, путешественники заняли столик и заказали ужин. Стеклянные створки-двери, из которых состояла почти вся стена ресторана, были распахнуты, прохладный чистый воздух свободно вливался в помещение.
Некоторые туристы, поужинав, уже отдыхали в массивных креслах, расставленных у противоположной стены ресторана, где на фоне витража мерцал медный раструб камина. Другие поднимались наверх — на кольцевую веранду второго (антресольного) этажа с огромными круглыми окнами. Отсюда, как утверждал рекламный проспект флотеля, особенно хорошо наблюдать изумительно красивые закаты на Псковском озере.
Когда совсем стемнело, белая штора с легким шуршанием закрыла витраж, превратив его в экран. Труба камина бесшумно взмыла вверх, освободив место лучу кинопроектора. Большинство обитателей 250-местного флотеля, прервав бесконечные разговоры о рыбной ловле, поспешило занять места.
После сеанса к членам экипажа яхты подошел дежурный, чтобы проводить их по покачивающемуся понтонному мостику к месту ночлега. Путешественники уже давно обратили внимание на эти переходы, расходящиеся веерообразно от главного корпуса к нескольким стоящим на якорях причально-бытовым центрам, вокруг которых покачивались разноцветные плавающие домики. В этих домиках они сразу же узнали плавдачи, две из которых встретились им сегодня за несколько километров отсюда. «Капитан» одной из плавдач и рассказал им о только что открытом флотеле. Прожив несколько дней во флотеле, он закончил специально организованные курсы судоводителей и отправился в семидневное «турне» по озеру — свое первое самостоятельное плавание. Его жена была в восторге от миниатюрной кухни с газовой плитой и холодильником...
Каждый домик подключен к единым электро-, водопроводной и радиосистемам флотеля, бытовые помещения вынесены на причальные центры. Путешественникам отвели четырехместную светло-желтую плавдачу. Пожелав спокойной ночи, дежурный удалился, а они, занялись осмотром своего жилища и вскоре собрались на крыше-террасе. К соседнему причальному центру только что подошла плавдача — туристы вернулись с вечерней рыбной ловли. Было тихо. Один за другим гасли огни в окнах. И только над круглыми пятнами иллюминаторов ресторана светил, отражаясь в спокойной воде, пробивающий тьму луч маяка.
Как вы уже, безусловно, догадались, посмотреть такой флотель в натуре, а тем более посетить его, пока нельзя. Речь идет о проекте, который разработан архитекторами 5-й мастерской Центрального научно-исследовательского института экспериментального проектирования торгово-бытовых зданий и туристских комплексов (авторы — Л. Демьянов и А. Некрасов). Проект флотеля или, проще говоря, плавучего отеля с причалами, представляет собой часть большого комплексного проекта сети туристских сооружений для Псковщины, выполненного по заказу управления культуры псковского облисполкома. Два таких флотеля на 250 человек каждый (полной стоимостью около 1995000 руб.) проектируется разместить в живописных и пока малопосещаемых туристами местах Псковского озера.
Идея построить отель на воде подкупает прежде всего тем, что исчезает необходимость строительства на берегах природных заповедников. Чудесные ландшафты Псковского и Чудского озер останутся нетронутыми, не придется вырубать вековые сосны. Другое не менее важное достоинство плавучего варианта — мобильность, подвижность. Все сооружения монтируются на типовых железобетонных понтонах, выпускаемых нашей промышленностью, и легко буксируются, что дает возможность использовать центральную часть флотеля с универсальным залом и в те месяцы, когда навигация на Псковском озере закрыта: это может быть небольшой клуб-ресторан, выставочный зал или кинотеатр, установленный у городской набережной. Можно придумать варианты использования зимой и причально-бытовых центров (например, как лыжных баз). А сами плавдачи на это время нетрудно перебросить по железной дороге куда-нибудь в теплые края...
Конечно, только практический опыт может показать, насколько целесообразна и рентабельна запроектированная система с прокатом плавдач, на которых расположены спальные места для туристов. Однако уместно отметить, за рубежом такие системы не новость.
Как сообщила газета «Правда» 12 января 1973 г., построен первый флотель и у нас: «Хуторок», рассчитанный на одновременную стоянку 75 катеров и обслуживание 200 человек, будет установлен у г. Набережные Челны. Его подробное описание будет опубликовано в сборнике позднее, а пока отметим, что конструкторское бюро Городецкой судоверфи, где был создан проект «Хуторка», уже несколько лет ведет проработки различных вариантов флотелей с различным уровнем комфорта в основном для транзитных туристов-водников, путешествующих на своих судах. Именно поэтому во всех вариантах предусматривается наличие соответствующей ремонтной базы — мастерских с подъемными устройствами, а также причалов и заправочных понтонов.
Первый вариант предусматривает расположение помещений для отдыха и приема пищи, а также мастерских в 65-метровом железобетонном корпусе судна с трехэтажной надстройкой. Этот флотель предназначен для установки вблизи больших городов, в местах массового отдыха. Зимой он будет служить гостиницей на 162 места с рестораном на 120 мест.
Во втором варианте проекта флотель представляет собой железобетонное судно длиной 45 м с двухэтажной надстройкой. В летнее время он устанавливается вдали от большого города, причем основная масса туристов размещается в палаточном городке на берегу. Здесь (на втором этаже) всего семь 2-местных кают, но ресторан рассчитан на 120 посадочных мест.
По третьему варианту проекта флотель размещается на двух железобетонных корпусах длиной по 20 м с одноэтажными надстройками. На одном из этих судов— помещения для обслуживания туристов, столовая и кафе, на другом — мастерские, административные и подсобные помещения. Все туристы размещаются на ночлег в палаточном городке на берегу.