Первым по времени специализированным изданием, не оставившим, правда, особого следа в истории русского яхтенного спорта, была ежегодно, выходившая весьма ограниченным тиражом и предназначавшаяся в основном для самих титулованных членов клуба «Памятная книжка Императорского Яхт-Клуба».
Печаталась она в придворной типографии и представляла собой карманную книжку, в которой было всего 16—30 страниц. Основную часть текста занимает список действительных и почетных членов клуба с развернутым перечислением всех их титулов и должностей. Меньшую часть составлял список яхт, а отчеты о проводившихся клубом соревнованиях были и вовсе краткими.
Речной яхт-клуб, возникший В 1860 г. на более демократической основе, стал издавать свою «Памятную книжку» соответственно большим тиражом (больше число членов!). Значительное место в ней занимали годичные отчеты о хозяйственной деятельности клуба, но здесь уже печатались более полные отчеты о гонках, различная информация и короткие сообщения с мест.
Всего этого было, конечно, недостаточно для сближения любителей, рассеянных по стране. Желая помочь им «советом и указаниями». Речной яхт-клуб в 1872—1874 гг. дополнительно выпускал ежегодные «Памятные листки», однако это издание пришлось закрыть по недостатку материалов и средств. Несмотря на неудачу, было решено попробовать создать более оперативный, чем ежегодник, периодический печатный орган — газету. Предприятие это представлялось весьма рискованным. Нельзя было рассчитывать ни на большое число подписчиков, ни на то, что в редакционный портфель будут бесперебойно поступать материалы от иногородних и заграничных корреспондентов, — связи еще предстояло налаживать. В финансовом отношении издание такой специализированной газеты сулило убытки. Руководство Речного яхт-клуба ясно все это представляло, но, тем не менее, от своего намерения не отказалось.
И вот а начале января 1874 г. из частной типографии А. Соколоаа, помещавшейся на Галерной (ныне Красная) улице, по почтовым конторам Санкт-Петербурга было развезено для рассылки подписчикам 286 экземпляров новой ежемесячной газеты под названием «Листок для любителей морского дела «Яхта».
В редакционной статье первого номера указывалось, что Речной яхт-клуб, «являясь верным традициям первого русского яхт-клуба», ставит перед собой задачу «распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах». Не будучи твердо уверенной в успехе начатого дела, редакция заканчивала свое обращение к читателям осторожно:
«Теперь СПБ Речной яхт-клуб с одной только надеждой на сочувствие всех тех, кому не чуждо русское морское депо, решился спустить свою «Яхту» на волны неведомого ему литературного моря. Что ее там ждет! Легкий пи фордевинд или грозный шквал! Но горизонт будущего в тумане, а поэтому не будем себя ни надеждой льстить, ни сомнениями тревожить»...
Редактором листка стал один из видных деятелей Общества содействия русскому торговому мореходству А. Лер, который несколько лет был вице-командором, а затем и командором Речного яхт-клуба.
Цепи и задачи «Яхты» определялись опубликованной в первом же номере программой, включавшей такие разделы:
- проектирование и постройка гребных и парусных спортивных судов;
- плавания русских и иностранных судов;
- морская практика;
- деятельность Общества по оказанию помощи погибающим на воде;
- помощь погибающим на водах внутренних и внешних, описания спасательных станций, известия о крушениях, пожертвованиях.
Особый раздел программы назывался: «Хроника СПБ Речного яхт-клуба и другие яхтенных обществ». И действительно — хроникальных материалов печаталось немало.
Заслуживает внимания опубликованная в первом номере и хорошо характеризующая взгляды издателей статья «Значение физического воспитания». Автор указывал, что спорт и физическое воспитание необходимы для широких слоев населения и выражал уверенность, что редакция всемерно будет способствовать распространению спорте. И надо сказать, редакция сделала немало как для популяризации парусного спорта, так и для его дальнейшего развития. Редакция проводила конкурсы на проектирование спортивных судов, информировала о выходящей в свет литературе, правилах классификации и обмера, правилах проведения соревнований. Листок сыграл большую роль и в деле организации мореходных классов, созданных при клубе (а затем и в других городах) «для безвозмездного преподавания приходящим лицам всех сословий и возрастов».
Листок объемом от 2 до 7 печатных листов издавался довольно скромно; рисунки и чертежи печатались крайне редко. Распространялся он только по подписке, стоимость которой по тем временам была сравнительно высока: на год — 3 рубля, на полгода — 2. Прошел год. Тираж листка, однако, не вырос: все те же 286 подписчиков; из них 113 членов Речного яхт-клуба и 173 «сочувствующих морскому делу даже в самых отдаленных местах России». Последующие два года положения не изменили.
С января 1876 г. листок стал выходить уже не один, а два раза в месяц (каждое 1 и 15-е число), что делало его более оперативным, а следовательно, и интересным. Однако, несмотря на это, становилось ясным, что издание придется прекратить: расходы неизменно и намного превышали сумму, выручаемую при таком числе подписчиков.
И вот в 21 номере «листка» за 1876 г. появилась статья редактора А. Лера, в которой подчеркивалось, что «листок «Яхта», рассчитанный на яхтсменов, не учитывал потребностей тех читателей, которые интересовались морским делом в обширном значении слова», и поэтому редакция решила придать изданию «совершенно другой характер». Новая «морская газета» под тем же названием будет еженедельной; она «останется по-прежнему проводником клубских интересов» и одновременно будет более внимательно следить за всем, что касается военного и торгового флотов.
Итак, с 1 января 1877 г. вместо «листка» стала выходить газета с ежемесячным приложением «сборника беллетристических и ученых морских статей». Соответственно изменилась и программа, в которой не первые места ставились руководящие статьи по разным вопросам морского дела и распоряжения правительства, к морскому делу относящиеся, а также мелкие морские известия и сведения по морской торговле. «Яхт-клубское дело» шло где-то наравне с известиями из разных портов России и заграницы и морскими судебными процессами. Стало очевидным, что любители парусного и гребного спорта не получат удовлетворения от такого изменения программы.
Издателем газеты по-прежнему оставался Речной яхт-клуб, а редактором — А. Лер. Печаталась она сперва в Русской скоропечатне П. С. Нахимова, а затем в других типографиях. Каждый номер состоял из 8—12 полос.
Первые полгода довольно часто печатались «прибавления» объемом по 4—6 страниц того же газетного формата, однако вскоре редакция сообщила, что вынуждена «временно» прекратить их выпуск. Несмотря на расширение программы и повышение стоимости подписки до 6 рублей, надежды редакции на улучшение финансового положения не оправдались, руководители яхт-клуба от дальнейшей борьбы отказались — дело перешло в руки частного издателя. Вышедший в октябре 1877 г. 42-й номер «Яхты» подписал, как обычно, редактор А. Лер. В № 43 рядом с его подписью появилась фамилия Л. Илпяшевича, а № 45 был подписан уже одним Л. Илпяшевичем. Новый редактор-издатель также был членом Речного яхт-клуба, но служил в Русском обществе пароходства и торговли, попутно занимался издательской деятельностью и писал (он был автором книжки «Каперы и крейсеры»),
В упомянутом «прощальном» номере газеты была помещена статья бывшего ее редактора. Дав краткий обзор истории «листка» и газеты «Яхта», он выразил благодарность всем, кто поддерживал эти издания. Как показал опыт, — говорилось далее — еженедельный орган для моряков-дилетантов есть роскошь, не окупающая расходов, и поэтому его издание должно быть прекращено. Автор высказал уверенность, что переход газеты в руки частного издателя дает ей «патент на большое плавание» и открывает большие перспективы...
В течение 1878 г. газета выходила регулярно, в ноябре на нее была объявлена подписка на следующий год, но и Л. Илпяшевичу не удалось решить проблему рентабельности. Газета вскоре перестала выходить, как сказано в «Памятной книжке» за 1889 г. — «угасла».
С тех пор в течение довольно продолжительного времени — более чем 25 лет — любители парусного и гребного спорта вообще не имели своего печатного органа.
Хотя «листок» и газета «Яхта» существовали недолго и выходили ограниченным тиражом, можно без преувеличения сказать, что они сыграли важную роль в становлении у нас парусного спорта, объективно став своеобразным центром, направляющим деятельность любительских организаций. И сейчас, когда со времени выхода первого номера листка прошло уже почти сто лет, нельзя не согласиться с высокой оценкой «Яхты», которая была сделана самими современниками.
Такой авторитетный журнал, как «Морской сборник», а редакционной статье, опубликованной в ноябре 1877 г., выразил большую признательность ее клубовским издателям за то, что они добились выполнения поставленной перед собой задачи, несмотря на все встретившиеся трудности. Одновременно выражалась надежда, что в скором времени в том или другом виде «Яхта» как спортивный орган будет возрождена. Однако произошло это лишь в 1906 г., {когда в Петербурге и почти одновременно в Одессе вышли первые номера новых журналов под тем же названием «Яхта».
Если вы интересуетесь русским языком прочитайте эту статью про разряды местоимений. Подробнейшее описание все виды и способы применения местоимений, а также таблица с примерами их применения.