Чехословакия, как известно, не имеет ни выхода к морям, ни обширных внутренних бассейнов. Тем не менее парусный спорт находит здесь многочисленных приверженцев, старейший яхт-клуб уже отмечает свое !00-летие (он был создан в Праге в 1873 г.), а всего в ЧССР насчитывается 126 яхт-клубов и парусных кружков — около 4500 яхтсменов, — объединенных Чехословацким яхтенным союзом, в который входят два самостоятельных яхтенных союза — Чешский (107 яхт-клубов) и Словацкий (19).
Яхтсмены тренируются на озере Липно, на реках Ораве, Лабе, Влтаве, а также на акваториях дружественных соседних стран — на Балатоне и Мазурских озерах. Сейчас чехословацкие яхты можно встретить и на Балтике, в Адриатическом и Северном морях и даже в Атлантике. Около 200 яхтсменов получили право совершать морские плавания. Многие из них учились в Польше, главным образом в Тшебеже (польские дипломы автоматически признаются Чехословацким яхтенным союзом).
Для крейсерских плаваний с выходом в море построено (почти исключительно силами самих яхтсменов) свыше 40 и строятся еще 25 яхт. Кроме того, в строю находится около 600 швертботов (60 типа «Кадет», 100 — «420», около 300 — «Пиратов», 50 — «Финнов» и др.). В последнее время культивируются «Оптимисты» и «Мот».
Чехословацкие яхтсмены добились признания и на международной арене. М. Вейвода — один из лучших «финнистов» Европы, победитель гонок на «Золотой кубок» 1963 г. На первенстве Европы в классе «Мот» яхтсмен Генек в 1971 г. занял 4-е место, а в следующем году победил на большом международном соревновании в ФРГ. Хорошим «финнистом» является Цада.
Несколько лет назад чехословацкие яхты впервые пересекли океан, а в последней гонке одиночек «Трансатлантика-72» участвовал чехословацкий яхтсмен — Рихард Конкольский. Добродушный бородач сейчас, пожалуй, один из самых популярных людей в ЧССР. Рихарду еще нет 30 лет, а парусом он занимается уже 16-й год. Степень яхтенного рулевого получил после обучения в Башкове (ПНР) в 1966 г. и тогда же участвовал в первом морском рейсе. Затем закончил курсы в Ястарне, получил степень морского рулевого, потом морского капитана Балтики. Всего до выхода в Атлантику он наплавал около 8000 миль. И одновременно строил яхту — собственными руками.
Прототипом его «Нике» послужила польская яхта «Зоська», построенная по проекту Збигнева Милевского. С помощью этого конструктора Конкольский несколько видоизменил проект — немного увеличил длину яхты, модифицировал такелаж. «Нике» была одной из самых маленьких яхт, принявших участие в гонке через Атлантику: длина ее всего 7,4 м; ширина 2,28 м; осадка 1,2 м; площадь парусности 24 м2.
Хотя на финише в Ньюпорте она была последней, но при пересчете по гандикапу (с учетом размеров яхт) ее место существенно улучшилось — стало 11-м! Оно было бы гораздо лучше, если бы через несколько дней после старта во время шквала не поломало мачту. Пятнадцать часов потратил Конкольский на то, чтобы соорудить из запасного гика и оставшегося обломка некое подобие мачты. Не подавая сигнала бедствия, под маленьким аварийным парусом «Нике» вернулась обратно в Плимут. Кажется, — все потеряно, но «твердый Рихард», не отчаиваясь, спешно ставит новую мачту и с 12-дневным опозданием (лидеры уже прошли больше половины пути!) стартует снова. «Нике» мчится под всеми парусами, показывая великолепную скорость. И вот — финиш. На 48-й день непрерывной гонки. Конкольский сияет: океан позади! И только сойдя на берег, узнает, что за шесть (!) часов до его прихода в Ньюпорт финиш был официально закрыт и, следовательно, его рейс засчитан не будет,-
Ведущие спортивные обозреватели Англии и США высказались в том духе, что этот рейс — выдающееся достижение сезона, и упорство молодого чешского яхтсмена должно быть вознаграждено. Одним словом, учитывая мнение общественности, организаторы и судьи сообщили, что, в порядке исключения, рейс на «Нике» засчитывается.
«Твердый Рихард» на этом не успокоился. Сейчас он завершает на своей «Нике» кругосветное плавание.