Если ехать из центра Риги по улице Ленина, вы попадете в новый район «Большая Югла», выходящий на берега озера Юглас. Здесь, особенно в районе ниже моста через Юглу, много удобных, закрытых бухточек и заливчиков, которые уже давно облюбовали любители водно-моторного туризма. Вначале тут было множество неорганизованных, «диких» стоянок без каких-либо удобств, с хаотическим нагромождением клетушек и сарайчиков. В 1968 г. инициативная группа энтузиастов-водномоторников организовала первую в городе настоящую большую стоянку на кооперативных началах.
«Сейчас в кооперативе «Югла» — рассказывает его председатель Иван Леонтьевич Ващенко — насчитывается 400 членов: ровно столько, сколько построено боксов для хранения лодочного инвентаря и мотора. По уставу нашего кооператива каждый, кто вступает в его члены, вносит пай — целевой взнос (260 руб.) на строительство сооружений — боксов, причалов и т. п. Кроме того установлен ежегодный взнос по 20 руб. на текущие расходы — ремонт и эксплуатацию сооружений, содержание штатных работников (председателя правления, казначея и двух сторожей).
Членами стояночного кооператива являются жители Пролетарского района Риги. Удовлетворить всех желающих, а заявки сейчас поступают и от жителей других районов, трудно — для расширения стоянки пока нет возможности, а освобождаются места очень редко, в основном в связи с переездом члена кооператива в другой город. Бывало и так, что за грубые нарушения нашего устава решением актива мы исключали из кооператива некоторых его членов. Во всех случаях первоначальный денежный взнос убывающему возвращается, а новый член его уплачивает.
На стоянке базируются в основном мотолодки, т. е. суда с подвесными моторами. Большая часть «Прогрессы». Эта лодка считается у нас самой удобной для туризма. А вот новая «Казанка-2» (на нашей стоянке их три штуки) такой репутации не заслужила: она очень хорошо ведет себя на волне — намного лучше «Прогресса», но размещать туристское снаряжение (инструмент, рыболовные снасти) в ней негде — нет ни переднего багажника, ни бортовых ящичков»...
Кооперативная стоянка «Югла» производит хорошее впечатление. Построены одноэтажные кирпичные помещения, где каждый владелец лодки имеет отдельный бокс площадью около 6 м2 для хранения мотора, инструментов, инвентаря.
Чисто «рижская» особенность: большинство лодок хранится в довольно необычном положении — подвешенными на тросах в метре-полутора от воды. Учитывается близость моря: при нагонном ветре с Балтики вода становится солоноватой, если алюминиевую лодку не вынимать, корпус ее будет быстро корродировать.
Конструкция рамы-эстакады несложна: четыре стойки (обычно стальные трубы) забиваются в дно и сверху соединяются такими же трубами на сварке. На верхних поперечинах закреплены блоки, через них перекинут тросик, ходовой конец которого идет на барабанчик ручной лебедки (барабан укреплен на оси червячного редуктора).
Кооператив имеет договоренность с базой нефтесбыта и один-два раза в неделю на берег приезжает автомобиль-бензозаправщик.