Далеко не часто сильнейшие спортсмены открывают «секреты» своего мастерства. И тем большую ценность представляют любые высказывания ведущих воднолыжников мира, ибо в этом молодом виде спорта теория разработана очень слабо. Печатаем ряд ответов известного американского лыжника — неоднократного рекордсмена и чемпиона страны и мира, чуть ли не одинаково сильного во всех видах многоборья. Майк беседует с корреспондентом журнала «Water Skier».
Вопрос: Как рекордсмен мира в прыжках с трамплина что вы считаете главным фактором, способствующим медленному, но неуклонному увеличению дальности прыжка?
Ответ: Главное — это поведение лыжника при подходе к трамплину. Когда я в 1963 г. начинал прыгать, у спортсменов было какое-то суеверное отношение к этому виду многоборья. Большинство прыгунов, казалось, побаиваются трамплина, лишь очень немногие пытались рисковать при заходе. Основные положения техники прыжков того времени можно сформулировать так: сильнее оттягиваться при заходе, позже начинать срез, мощнее толкаться на трамплине.
Сейчас хорошие прыгуны трамплина не боятся и мыслят не столь прямолинейно. Теперь они и скрупулезно изучают все фазы по отдельности, и совершенствуют общий стиль прыжка, обращая особое внимание на мускульный контроль в течение всех его фаз.
Конечно, существуют различия в стиле прыжка. Я прыгаю иначе, чем Гримдич, который сильнее наклоняется вперед, к лыжам. Стиль МакКормика ближе к стилю Гримдича, чем к моему. И важно понять, чем обусловлены те или иные особенности стиля. В этом смысле полезно видеть, как прыгают хорошие лыжники.
Нельзя, конечно, недооценивать и роль улучшения оборудования.
Вопрос. Как влияет на дальность и стабильность полета то, что вы всегда держите трапецию двумя руками?
Ответ. Такая техника помогла мне довольно сильно. Началось это в 1968 г. во время предсезонной подготовки. Я отрабатывал более крутой срез при заходе и обнаружил, что при этом, действительно, покидаю трамплин на большей скорости, но не могу контролировать себя в полете: плечи поворачивались к катеру, лыжи уходили в противоположную сторону. Я продолжал тренировку, стараясь «остаться над лыжами», но катер неизменно поворачивал меня к себе. На очередной попытке я сделал сильный срез и остался над лыжами: прыжок получился очень удачным при высоком подъеме и большой дальности.
После него я стал мучительно припоминать — что же я сделал по-другому? Наконец выяснилось, что в этом прыжке, чтобы противостоять натягу фала катером, я продолжал и в полете держать трапецию обеими руками. Это было необычным и вышло совершенно случайно.
Что же произошло? Оказалось, что максимальное усилие во время тяги фала при срезе создавалось именно левой рукой. Отпуская левую руку в момент покидания стола трамплина, я терял мощность среза и дальность прыжка, так как не имел рычага, с помощью которого мог бы удержать левое плечо внизу и этим противодействовать натягу фала катером. Держа обе руки на трапеции, я смог сохранить верхнюю часть туловища закрепощенной, смог сконцентрировать свое внимание на толчке.
Две руки на трапеции могут помочь и при неудачном прыжке. Если вы слишком наклонились вперед в полете, попробуйте, отпустив одну руку и дав достаточное провисание фалу, успеть отклониться назад. Если вы потеряли контроль в полете, две руки на трапеции помогут приложить дополнительное усилие к фалу, чтобы исправить неудачный прыжок.
Для стабилизации приводнения я всегда отпускаю левую руку на вершине траектории полета.
Вопрос. Вы устанавливали национальные рекорды в прыжках как в разряде юношей, так и в разряде мужчин. Что было труднее?
Ответ. Прыгать с мужского трамплина на скорости 57 км/час гораздо сложнее. Большая скорость делает трудным выполнение крутого среза; положение тела как при срезе, так и на трамплине более «критическое». Кроме того, мужской трамплин круче и имеет тенденцию подбрасывать лыжника.
При прыжках с юношеского трамплина на скорости 45 км/час можно сделать более поздний срез; здесь своя сложность — труднее точно выбрать время начала среза.
Я хотел бы отметить тот факт, что сегодняшние прыгуны-юноши стали тяжелее, они «проваливаются» на малой скорости. Поэтому я сделал предложение Национальному спортивно-техническому комитету увеличить максимальную скорость при прыжках для разряда юношей.
Вопрос. Какой совет вы могли бы дать воднолыжникам, которые только начинают выступать в соревнованиях, если говорить о достижении максимального результата в многоборье? Какому виду отдавать предпочтение?
Ответ. Вопрос очень сложный. Я в каждом виде стараюсь выступить наилучшим образом, так что результат в многоборье получается сам собой. Только в некоторых важных турнирах я себя «ограничиваю»: например, на чемпионате мира сознательно исключил из программы катания одну фигуру, так как был риск упасть при ее выполнении, а это лишило бы меня почти уже завоеванного чемпионского титула в многоборье.
Каждый воднолыжник, который выступает в многоборье, должен решить сам, какому виду уделять большее внимание. Для меня это — фигурное катание.
Вопрос. А какой вид самый любимый?
Ответ. Тот же. Фигурное катание не назовешь однообразным, как прыжки или слалом. Здесь можно и нужно экспериментировать.
Вопрос. Что вы можете посоветовать начинающему слаломисту?
Ответ. Я хотел бы подчеркнуть особую важность самоконтроля. Перед каждой тренировкой воднолыжник должен составить ясное представление о том, что он должен делать, чего добиваться. В этом случае тренировка будет целенаправленной и более продуктивной, чем если бы она проводилась распространенным методом проб и ошибок.
Вопрос. Какую ногу ставить впереди на слаломной монолыже?
Ответ. Обычно впереди ставят толчковую ногу. Впереди должна быть та нога, которая лучше координирует движение.
Вопрос. Насколько важен рост спортсмена при прохождении трассы слалома на укороченном фале?
Ответ. Я думаю, высокий рост, конечно, дает некоторые преимущества, но это не является главным фактором. Гораздо важнее — отточенная техника, сила и, повторяю, самоконтроль и координация движений. Быть высоким не значит еще быть хорошим слаломистом. Мировая чемпионка Фримен — совсем не высокая девушка. Гримдич и Мак-Кормик также не могут похвастать ростом. А вот в фигурном катании и прыжках с трамплина высокий рост не благоприятен, так как высокому лыжнику труднее сохранять равновесие.
Вопрос. Возможен ли, по-вашему, проход всей трассы на скорости 5В км/час с фалом, укороченным до 11,5 м, при существующих размерах стандартной трассы?
Ответ. Я думаю, что рано или поздно смогу это сделать на соревнованиях, хотя пока мой лучший результат в таких условиях 2,5 буя. На сегодня наилучшие шансы добиться этого — у Криса Ла Пойнта.
Кто бы из воднолыжников это не сделал, уверен, что достичь такого результата можно лишь в идеальных условиях: абсолютно гладкая вода, прекрасный катер, опытный водитель.
Вопрос. Вернемся к фигурному катанию. Какая фигура для вас самая трудная?
Ответ. Геликоптер спина-спина на одной лыже и прыжок с волны с поворотом на 540°.
Вопрос. Какие изменения вы хотели бы видеть в существующей системе проведения соревнований по фигурному катанию? Не пора ли предоставить спортсмену больше свободы, больше шансов для успешного, эффективного выступления?
Ответ. Конечно. Такое положение уже существует в слаломе, где воднолыжник может начать прохождение дистанции с любой стандартной скорости.
Основа моего предложения — четыре 10-секундных программы вместо двух по 20 секунд. Преимущества очевидны: меньшая длина дистанции и меньшее количество фигур за проход, — это поможет судьям и зрителям оценивать и понимать выступление спортсмена. Спортсмены чаще будут пытаться делать сложные фигуры, чаще рисковать. Ведь «наказание» за падение будет меньше.
Вопрос. Вам уже 22 года. Как долго вы еще рассчитываете участвовать в мировых чемпионатах?
Ответ. Думаю, что физически я смогу выступать до 30 лет. Как будет в действительности — не знаю. Дело здесь не только в физическом состоянии воднолыжника. Ведь неслучайно говорят, что водные лыжи — спорт молодых. Молодые могут больше времени уделять тренировкам. Взрослый воднолыжник должен работать; естественно, у него меньше возможностей для поддержания пика своей спортивной формы.
Вопрос. Кого из воднолыжников других стран вы хотели бы особо отметить?
Ответ. Спортсменка номер один, конечно, В. Сталле из Нидерландов. Она всего четыре года участвует в соревнованиях, а уже стала чемпионкой мира. Из мужчин хочу назвать К. Гарсиа (Мексика) и Э. Мартина (Аргентина). Больших успехов в фигурном катании достигли молодые воднолыжники Венесуэлы и Аргентины.