Новый типаж согласован со всеми министерствами, занимающимися производством прогулочных судов, с министерством торговли СССР и с главной навигационно-технической инспекцией по маломерному флоту при ОСВОДе РСФСР.
Требования типажа с 1 июля 1972 г. обязательны для всех вновь разрабатываемых проектов прогулочных судов для серийной постройки независимо от ведомственной подчиненности проектирующей организации.
Все прогулочные суда разделены на 10 типов и 4 класса (вместо 16 типов в первой редакции). Классификация судов максимально приближена к принятой в международной практике. В зависимости от класса назначается минимальная высота надводного борта и определяются предельные условия, при которых возможен выход судна в плавание.
Для каждого типа судов установлены конкретные пределы длины, минимальная грузоподъемность, оговорены общие требования по остойчивости, непотопляемости и аварийной остойчивости. Установлен обязательный минимум оборудования и устройств, необходимых для нормальной эксплуатации судна, а также обязательный минимум снабжении, с которым прогулочные суда должны поставляться заводами-строителями в торговую сеть. Опыт прошлых лет показал, что поставлять в продажу в комплекте с судном ряд предметов снабжения, таких, как жилеты, нагрудники и т. д. нецелесообразно, так как это значительно удорожает суда. Эти вещи удобнее приобретать за отдельную плату. Тем более, что в зависимости от конкретных условий нормы снабжения, необходимого для выхода в плавание, устанавливаются навигационно-техническими инспекциями на местах.
Данный типаж положен в основу проекта ГОСТа на типы и основные параметры прогулочных судов, который в настоящее время разрабатывается.
Для качественной отработки ГОСТа просим все заинтересованные организации, а также отдельных лиц присылать свои замечания и предложения по представленному в этом номере «Типажу прогулочных судов». Письма направлять по адресу: 103050, Москва, ЦКБ «Нептун».
1. Общие требования
1.1. Прогулочные суда типов 1—7 (см. таблицу 1) должны иметь остойчивость, позволяющую размещение груза, равного 60% полезной грузоподъемности (остальные 40% в диаметральной плоскости), у борта в районе банок с центром тяжести на расстоянии 0,2 м от борта по ширине и на 0,3 м по высоте над банкой.
При этом угол крена должен быть меньше угла заливания.
1.2. Остойчивость и непотопляемость судов типов 8—10 должны удовлетворять требованиям Правил Регистра.
1.3. Начальная метацентрическая высота судна в полном грузу при размещении пассажиров на штатных местах должна быть не менее:
- для гребных лодок — 0,3 м;
- для мотолодок — 0,4 м;
- для катеров н плавдач — 0,6 м.
1.4. Прогулочные суда должны иметь запас плавучести, позволяющий оставаться на плаву на ровном киле заполненному водой судну с грузом, соответствующим весам двигателя и оборудования, а также иметь избыточный запас плавучести, равный 10% грузоподъемности для судов I и II класса и 10% грузоподъемности плюс 65 кг — для судов III и IV классов.
1.5. Прогулочные суда должны обладать аварийной остойчивостью, т. е. объемы, обеспечивающие запас плавучести, должны быть расположены таким образом, чтобы заполненное водой судно без пассажиров не переворачивалось при приложении к одному борту в районе миделя груза весом 30 кг (для судов типов 3—7) или груза 15 кг (для судов типов 1—2).
Примечание. Требование на разборные лодки не распространяется.
1.6. При эксплуатации водоизмещающих прогулочных лодок типов 1—3 с подвесными моторами дифферент на корму не должен превышать 6°.
2. Основные параметры
2.1. Классификация судов.
Все прогулочные суда подразделяются на:
- лодки гребные;
- лодки моторные (мотолодки);
- катера;
- плавдачи.
«Лодка гребная» — несамоходное прогулочное судно, оборудованное для передвижения преимущественно под веслами.
«Лодка моторная (мотолодка)» — прогулочное судно под подвесной мотор.
«Катер» — прогулочное судно со стационарным двигателем.
«Плавдача» — самоходное, соответственно оборудованное судно, предназначенное для отдыха и туризма.
2.2. Назначение.
Назначение определяет тип и применяемость судна и предусматривает использование прогулочных судов как для охоты, рыбной ловли, так и для прогулок и туризма.
Назначение судна регламентирует его грузоподъемность (полезную нагрузку).
Масса человека принимается равной 75 кг.
Масса человека с багажом — 100 кг.
2.3. Классы судов.
Классы прогулочных судов определяют условия плавания и назначают минимальный надводный борт в соответствии с таблицей 2.
3. Снабжение прогулочных судов
3.1. Объем обязательного снабжения, с которым прогулочные суда поставляются заводами-строителями в продажу, должен соответствовать требованиям таблицы 3.
3.2. Район плавания и нормы дополнительного снабжения для выхода в плавание (жилеты, нагрудники и т. п.) определяются требованиями органов надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания маломерных судов по месту их приписки.