«Ричер», «дрифтер», «спанкер», «толлбой», — подобными новыми терминами, в основном из английских слов, усиленно оснащают свой профессиональный язык зарубежные яхтсмены. Все это — названия различных типов передних парусов, используемых в зависимости от скорости яхты, силы и направления ветра. Появились рассматриваемые термины в основном в среде американских яхтсменов всего два-три года назад, когда были приняты новые правила обмера крейсерско-гоночных яхт IOR.
Раньше в системе обмера RORC длина нижней шкаторины самого большого стакселя ограничивалась вертикальной линией, отстоящей от носовой обмерной точки переднего парусного треугольника на величину 1,8J (J — основание переднего треугольника). Сейчас шкот стакселя может располагаться в пределах, ограниченных линией, параллельной штагу.
Это изменение имеет очень большое значение. Раньше можно было достигнуть максимума полезной площади стакселя, только располагая его нижнюю шкаторину на уровне палубы. По новым правилам IOR, как бы высоко над палубой не располагался шкотовый угол стакселя, его обмерная площадь остается одинаковой (см. схему). Это позволяет добиваться более эффективной работы носовых парусов и увеличивать их полезную площадь в зависимости от условий гонки. Яхтсмены имеют теперь возможность постоянно использовать не только один, но и несколько дополнительных парусов — получается видоизмененный вариант вооружения тендером (эскиз а). Чаще всего второй дополнительный стаксель устанавливается почти до тона мачты (эскиз б).
Рассмотрим возможные варианты использования носовых парусов на гоночной яхте соответственно изменениям силы ветра. Когда ветер, слабый, поток воздуха действует на паруса относительно равномерно, они деформируются .мало и не оказывают вредного влияния друг на друга. Поэтому можно нести два передних паруса, добиваясь, с одной стороны, увеличения полезной площади парусов, а с другой — улучшения их обтекания слабым потоком воздуха, особенно при спокойном море. В этом случае, если ограничить LPG величиной, равной 1.5J, можно получить выигрыш в площади паруса на 50%, по сравнению с традиционной генуей такой же ширины. Выигрыш может быть увеличен еще на 30—40%, если LPG будет равен 1,8J.
Для лавировки в условиях слабого ветра применяют «дрифтер» — сравнительно плоский парус до самого топа мачты, приспособленный, однако. для регулирования положения «пуза» с помощью оттяжки Кэнингхема. Чаще всего именно этим способом, а не выбирая и ли потравливая шкот, учитывают изменения силы ветра. Дрифтер шьют из самой легкой ткани (нейлон). Если оснастка яхты достаточно прочна, чтобы держать с этим парусом более свежий ветер, шьют два «дрифтера», различающихся только по весу и прочности ткани. Первый (из нейлона) используется при силе ветра до 1 балла, второй (из дакрона) — до 2—3 баллов. Дрифтер, по существу, заменяет ранее употреблявшийся балун с той лишь разницей, что шкот его укреплен намного выше, чтобы дать парусу большую свободу.
Стаксель, называемый иногда «клином» (wedge), отличается тем, что, как правило, его фаловый угон располагается на высоте 7/8 или 3/4 высоты переднего парусного треугольника. Клин обычно ставится между большим передним парусом («спанкеров», генуей) и гротом. Шьется этот стаксель из более тяжелой ткани, чем «дрифтер», и более плоским, чтобы его можно было поместить между парусами без помех их работе. Он ликуется стальным тросом по передней шкаторине, так как требуется значительное ее натяжение. Галс крепится на 30—40% J от штаг-путенса внутри основания переднего треугольника. Нижнюю шкаторину клина делают как можно больше, но не переходят допустимого предела LPG с тем, чтобы не получать штрафа.
С усилением ветра управление этими парусами и регулировка расстояний между ними становятся трудными, поэтому ставят классический генуэзский стаксель, нижняя шкаторина которого находится на уровне палубы, что увеличивает ее длину, а следовательно, и тягу.
Теперь применяется и другой способ увеличения движущей силы парусов — с использованием «толлбоя», очень узкого паруса, хорошо наполняемого ветром. «Толлбой» шьют из тяжелой и прочной ткани, способной выдержать большие нагрузки. Место крепления его галса к палубе должно находиться на расстоянии приблизительно 60% J, считая от носа. Аэродинамический эффект в данном случае заключается в том, что поток воздуха, стекающий со стакселя, отводится от грота, благодаря чему устраняются помехи в работе последнего. Кроме того, толлбой реализует воздушные струи, отделенные от мачты. Галс толлбоя крепится довольно высоко, так как его нижняя шкаторина должна свободно проходить над крышей рубки.
Чем сильнее ветер, тем больше загибается на ветер задняя шкаторина генуи, тем большие помехи создаются работе грота, увеличиваются дрейф и крен судна. Толлбой, обеспечивающий правильный сток воздуха на всей высоте генуи и грота, позволяет уменьшить силу дрейфа. Яхта идет без замены стакселя меньшим и с меньшим углом крена.
Однако бывают такие моменты, когда длинный узкий толлбой трудно удержать от скручивания по высоте; его верхняя часть начинает заполаскивать. В этом случае имеет смысл вернуться к классической оснастке тендера с настоящим кливером, шкотовый угол которого расположен высоко, что дает лучшее удлинение паруса. Вместо кливера может быть использован штормовой стаксель.
Если направление ветра по отношению к курсу судна составляет угол более 50°, генуя с нижней шкаториной на уровне палубы не может быть использована. Преимущество в отсутствии щели между парусом и палубой и большое удлинение паруса, имеющие значение на лавировке, здесь утрачиваются, парус начинает заполаскивать. В этом случае используется «ричер», у которого шкотовый угол расположен высоко, а шкот крепится близ транца, проходя, как правило под самым гиком. Ричер имеет такую же площадь, что и дрифтер (т. е. в тех же допустимых пределах), но кроится по-другому и имеет серп по нижней шкаторине; снабжен ликтросом по передней, а иногда и по нижней шкаторине, чтобы регулировать пузо. На маленьких яхтах этот парус изготовляется из нейлона, а на больших — из дакрона почти такого же веса, что и для пошива спинакера. Вес ткани определяется способностью яхты нести парус определенного размера и погодными условиями.
В дополнение к ричеру применяют небольшой стаксель, место крепления галса которого находится на расстоянии 30—40% J, считая от носа. В некоторых случаях, этот стаксель может быть больших размеров, если это допускается расположением вант.
Как только курс яхты по отношению к ветру достигает угла 60°, становится возможным использование «спанкера» — одного из видов спинакера, узкого и длинного паруса. Высота этого паруса принимается максимальной, а ширина приблизительно равна половине высоты. «Спанкер» ликуется стальным тросом, так как парус должен выдерживать значительные нагрузки. Ткань для пошива спанкеров та же, что и для дрифтера. Спинакер-гик, на котором ставят спанкер, должен быть опущен как можно ниже. Если он длиннее основания переднего треугольника, то смещают место крепления галса спанкера вперед, что приводит к необходимости установки специального бушприта или подобного выступа. Вместе со спанкером можно поставить стаксель (тот же, что используется с большим спинакером). Этот стаксель можно подвинуть немного вперед, в зависимости от длины спинакер-гика. Спанкер не является таким универсальным парусом, как генуя; постановка его не всегда дает желаемый эффект.
При ветре под углом 80—90° по отношению к курсу судна можно поставить спинакер для галфвинда, не очень сильно вытянутый по высоте. Хотя часто вместе с ним используют обычную геную или дрифтер, лучше ставить в этом случае легкий топовый стаксель. Место крепления галса этого стакселя расположено на 25% J позади передней точки парусного треугольника, около наветренного планширя, насколько позволяет спинакер-гик. Благодаря этому спинакер будет открыт для ветра, а в шторм уменьшается опасность его разрыва.
Крепление галса стакселя с наветра предпочтительнее — парус работает лучше, всей своей площадью. Подобные стакселя иногда называют также «высокими спинакер-стакселями» и изготовляют, как правило, из той же ткани, что и сам спинакер. Его шкотовый угол поднимается несколько выше обычного с целью улучшения соотношения между высотой паруса и его основанием. На палубе и фальшбортах предусматривают отверстия для двух талей-оттяжек, позволяющих закреплять галс стакселя в нужном положении. Другое решение заключается в установке одного рельса на палубе вдоль ДП и двух других в форме буквы V или по дуге окружности, с тем, чтобы галс ходил на 60° вперед и до путенсов нижних вант.
Чем полнее курс яхты, тем больше сдвигается в сторону наветренного борта точка крепления галса спинакер-стакселя, чтобы улучшить наполнение воздухом спинакера. В полный бакштаг основным назначением стакселя становится улучшение стока воздуха на нижнюю часть грота, поскольку при увеличении скорости ветра поток воздуха начинает отрываться из-за очень большого угла атаки. Наилучшим образом эту роль выполняет «толлбой» — очень узкий стаксель, который поднимается на 3/4 высоты переднего треугольника.
Галс толлбоя находится в районе 60—70% основания треугольника, считая от носа, и перемещается на ветер по .мере того, как курс становится полнее. Этот парус, называемый также «стакселем для бакштага», используется при попутном ветре. Он выдерживает значительные нагрузки и шьется из достаточно прочного материала. Существуют или, по крайней мере, существовали два мнения об оптимальном покрое толлбоя. Одни ратуют за несимметричную форму, аналогичную стакселю с латами и горизонтальным расположением полотнищ. Другие предпочитают симметричную форму с таким же расположением полотнищ, как на спинакере, однако, судя по всему, эта тенденция не может быть одобрена правилами IOR. В самом деле, с одной стороны, запрещено нести сразу два спинакера, с другой,— никакой парус не может иметь ширину посередине высоты, равную 60—75% длины боковой шкаторины. Если ширина меньше или равна 50%, — это стаксель, и его можно сделать только по первому принципу; если ширина лежит в пределах 50—70%, — это уже спинакер и, следовательно, нести его нельзя.
На большой яхте, кроме толлбоя, можно сохранить подспинакерный стаксель с шириной, равной 30% J, закрепив его галс на наветренном фальшборте. Этот стаксель очень полезен в сильный ветер, поскольку обеспечивает безопасность плавания. С одной стороны, когда яхта зарыскивает в наветренную сторону, стаксель восстанавливает равновесие положения центра парусности и приводит яхту на курс. С другой стороны, такой спинакер лучше наполняется ветром и не так резко действует на оснастку.
При полном попутном ветре — на фордевинде — спинакер обычно полностью отделяется от грота, а спинакер-гик располагается очень высоко. Поэтому в качестве промежуточного паруса можно использовать только узкий толлбой, который, как мы уже знаем, влияет не на спинакер, а на грот, улучшая условия стока воздуха. Управляя этим стоком, он будет также уменьшать бортовую качку. Однако и после установки толлбоя остается достаточно широкая щель между парусами, куда устремляется воздух. В 1969 г. американцы в гонках применили маленький горизонтальный спинакер, хотя, вообще говоря, это противоречит правилам, запрещающим несение двух спинакеров. В развитие этой идеи было бы интересно испытать усеченный трапециевидный стаксель. Его размеры могут быть такими же, как у большой генуи, но верхняя половина или даже 2/3 высоты должны быть заменены несколькими лентами из дакрона. Можно, конечно, использовать и низкий подспинакерный стаксель классического типа.
Мы рассмотрели возможности, которыми сегодня яхтсмены располагают для повышения эффективности передних парусов, хотя в будущем появится, конечно, еще много других вариантов. Скорее из-за тесноты на яхте, чем из-за дороговизны парусов, сейчас еще не каждый может позволить себе иметь полный набор рассмотренных типов парусов. Приходится отбирать самое необходимое, и этот выбор определяется характеристиками яхты, районом ее плавания, финансовыми возможностями. Так, например, высота мачты и ее способность нести паруса ограничивают число дрифтеров и ричеров. Условия продольной остойчивости и равновесия яхты ограничивают возможности перегрузок в носу, что влияет на площадь подспинакерных стакселей. Учет направлений ветра, которые встретятся в гонках, заставляет делать акцент скорее на бакштаг, чем на фордевинд пли лавировку.
Вот, однако, два примера набора для основных погодных условий и двух размеров яхт классов V и II IOR.
Для персон яхты будет достаточно одного дрифтера, одного ричера и одной генуи из нейлона среднего веса, чтобы сменять дрифтер, легкой генуи, одного стакселя и штормового стакселя. Вместо спанкера лучше взять универсальный спинакер или если позволяет бюджет, два разных спинакера. Полезно прибавить к этому комплекту лавировочный стаксель и один прочный «толлбой», пригодный для любого ветра при попутных курсах.
Если яхта больших размеров — второй случай, стоит увеличить набор парусов до двух дрифтеров и ричеров (один из них заменяет легкую геную). Нужна большая генуя среднего и тяжелого веса, а также набор промежуточных генуй и стакселей средних размеров. В этом случае можно позволить себе иметь спанкер, два легких спинакера для бакштага и фордевинда, и один или два тяжелых спинакера. Что же касается подспинакерных стакселей, то лучше иметь один легкий такой парус, один — для бакштага при установке одновременно с рнчером, один — для бакштага и фордевинда и два толлбоя для острых курсов и фордевинда.
А теперь остается выбирать между этими двумя крайностями.