Молния! Это мгновенное, самое кратковременное явление природы происходит над Землей в среднем более 3100000000 раз в год. Это значит, что в одну секунду в разных частях света раздается не менее ста раскатов грома. Длина гигантской искры может достигать нескольких километров, а мощность — ста миллионов ватт.
Молния еще не обуздана человеком. Несмотря на широкое распространение громоотводов, она ежегодно уносит несколько тысяч жизней. В том числе и и а воде.
«Беда таилась в темной туче, надвигавшейся на нас. С воем налетел западный ветер, поднялась ужасная буря. Порыв ветра разорвал канаты, державшие мачту, и она рухнула, убив кормчего. Сверкнула молния Зевса и разбила в щепки наш корабль». Утверждают, что это выписка из «вахтенного журнала» Одиссея.
В эпоху парусного флота, до введения га судах громоотводов, поражение мачт молнией было нередким явлением.
В 1715 г. во время стоянки у Кронштадта от удара молнии взорвался и затонул русский 64-пушечный корабль «Нарва», причем из 400 человек, находившихся на борту, было спасено только 18.
В 1786 г. у острова Силли (юго-западная Англия) молния попала в грот-мачту фрегата «Тизба». Возник пожар, и фрегат потерял все парусное вооружение.
В 1813 г. капитан английского фрегата «Клориида» Бригз, находясь у берегов острова Цейлон, записал в судовом журнале: «Часа в три пополудни мы увидели грозовую тучу, приближающуюся к нам с наветренной стороны. Я приказал убрать марсели. Примерно час спустя в судно ударила молния, и грот-мачта разлетелась на мелкие куски. Три матроса убиты и многие ранены».
В другом случае командовавший большим судном капитан Гейдон внес в судовой журнал следующую запись: «Увидев, что на нас надвигается шквал, я решил убрать паруса. Пока команда выполняла приказание, верхушку мачты поразил огненный шар, убивший двух и ранивший многих матросов. Более двадцати пострадавших пришлось отправить в кубрик».
Подобные случаи можно перечислять бесконечно.
В начале XIX в. англичанин Уильям Сноу Гаррис, черпая сведения из судовых журналов, составил интересную сводку. С 1799 по 1815 г. молния причинила ущерб 150 кораблям английского военно-морского флота, при этом на одном из каждых восьми кораблей удар молнии приводил к пожару. Около 70 моряков было убито, 130 получили серьезные ранения. В десяти случаях корабли были полностью выведены из строя. Убыток от поражения кораблей огненными стрелами исчислялся весьма внушительной по тем временам цифрой — 100000 фунтов стерлингов.
В 1829 г. Гаррис предложил использовать в качестве молниеотводов медные полосы, укрепляемые вдоль мачт и соединенные с килем или другими металлическими частями корпуса, находящимися ниже ватерлинии.
Сейчас для защиты деревянного судна от поражения молнией на верху мачты укрепляют медный стержень и толстой медной проволокой соединяют его с медной же полосой, проложенной снаружи корпуса судна ниже ватерлинии. Таким образом попавшая в мачту молния уходит в воду.
Корабль с корпусом и мачтами из стали в громоотводе не нуждается.
Исследования, проведенные в 1971 г. в полосе между 35° северной широты и 35° южной широты в продолжение восьми месяцев, позволили установить, что над районами суши молнии возникают в десять раз чаще, чем над акваторией океанов. Единственной океанической областью, изобилующей грозами, оказалась часть Атлантики, омывающая с востока материк Южной Америки. Интересно, что этот район совпадает с местоположением крупной геомагнитной аномалии.
Наблюдаемые в море молнии иногда подобны светящемуся смерчу. В июне 1961 г. один турист сфотографировал такой смерч с борта лайнера «Алексей Толстой». Для этого ему не понадобилось ловить момент разряда: при открытом затворе фотоаппарата молния «сфотографировалась» самостоятельно.
Может ли молния привести современный корабль к гибели? Морской суд, рассматривавший в 1963 г. обстоятельства гибели английского грузового судна «Ардгарри», не решился отвергнуть такую возможность.
Проблема защиты от поражения молнией имеет особое значение для танкеров. Прошло более 80 лет с тех пор, как вышло в море первое судно для перевозки нефти наливом, однако проблема грозобезопасности транспортов этого типа все еще остается нерешенной.