В связи с юбилеем нашего крупнейшего центра спортивного судостроения — Таллинской экспериментальной верфи мы попросили ее директора С. Н. Козлова ответить на несколько вопросов.
— Во-первых, Сергей Никифорович, расскажите, хотя бы в нескольких словах, об истории верфи.
— Юбилей нашей верфи мы праздновали в феврале этого года. Ровно 25 лет назад, в 1946 г. в мастерских республиканского комитета по физической культуре и спорту началось послевоенное спортивное судостроение Эстонии. Тогда мастерские эти размещались в старых сараях, прямо в самом городе, и работало там всего несколько человек. Первоочередной задачей был, естественно, ремонт старых яхт, оставшихся от довоенного времени. В перерывах, между делом, в том же 1946 г. были построены первые буера, которые во всесоюзных гонках сразу показали себя с хорошей стороны. И мы тут же получили от московских спортсменов первый заказ на изготовление буеров, с выполнения которого началась настоящая работа.
В это время к нам пришел старейший конструктор и судостроитель Пауль Тынисович Бутте, с именем которого тесно связана вся дальнейшая история верфи. По его проекту в 1947 г. были построены два швертбота класса «М» — «Урал» и «Каменка». Эти яхты — первые, построенные в мастерской от начала до конца, отличились в Ленинграде на гонках. На нас посыпались заказы. Скоро со стапелей сошли спортивные суда новых типов — швертботы «Олимпик», «Р2» и «РЗ», килевые яхты «ЛЗ» и «Л4».
Новый этап в истории верфи начался в 1952 г., когда наши яхтсмены впервые участвовали в Олимпийских играх. Мы приступили к постройке судов олимпийских классов — «Драконов», «Звездников» и «Финнов». С 1953 г. наше предприятие перешло в подчинение Всесоюзному Комитету по физической культуре и спорту и стало называться экспериментальным.
Построили мы новые производственные помещения в Пирите, рядом с яхт-клубами.
— Сколько яхт построила верфь за эти годы?
— Более пяти тысяч. Больше швертботов — «Финнов» (1227J, «Кадетов» [1103], «эмок» (774) и «Оптимистов» (730). Немало построено и олимпийских килевых яхт — «Звездников» (375) и «Драконов» (299). Кроме того, верфь в разное время выпускала швертботы «Ерш» и «Летучий Голландец», буера, крейсерские яхты «Фолькботы» «CR-З», «однотонник».
Довольно большую долю в нашей продукции пока, к сожалению, продолжает занимать спортивный инвентарь — гимнастические стенки, помосты для поднятия тяжестей, доски для прыжков в воду, водные лыжи.
— Сколько же яхт выпускает верфь ежегодно?
— Если в первые годы на стапелях одновременно находились не более 2—3 яхт, то сейчас строится до 20 яхт сразу. Соответственно увеличился и годовой выпуск. В последнее время мы сдаем заказчикам около 500 единиц в год.
— Видимо, такое резкое увеличение выпуска продукции обусловлено не только увеличением производственных площадей и количества рабочих?
— Совершенно верно. За последние годы, несмотря на усовершенствование и усложнение конструкции яхт, значительно выросла производительность труда. Взять хотя бы, для примера, яхту «Звездного» класса. Восемнадцать пет назад на ее изготовление три квалифицированных мастера затрачивали три месяца. А сейчас один из наших лучших судостроителей Карл Сепп с напарником выпускает две яхты за один месяц. Примерно такая же картина в других классах. Обусловлено это как совершенствованием технологии и применением новых материалов, так и повышением квалификации наших людей.
— Кто же основные потребители вашей продукции?
— Нашими традиционными заказчиками остаются спортивные организации и предприятия Москвы, Ленинграда, Латвийской, Российской и Украинской республик. За последние годы, особенно после включения парусных соревнований в программу Спартакиады Народов СССР, появилось много новых заказчиков, особенно в Литовской и Казахской ССР. Посылали мы свои яхты и в Грузию, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссию, Молдавию, Киргизию и Туркмению. Практически, снабжаем весь Советский Союз.
— А приходилось ли верфи работать на экспорт?
— Да. Первой нашей экспортной продукцией был спортинвентарь для Гвинейской Республики. Это было в 1962 г. А первую партию яхт отправили за границу двумя годами позже — в ОАР. До настоящего времени мы отправляли продукцию уже в четырнадцать стран.
— Что нового можно увидеть сегодня на верфи?
— Наша верфь экспериментальная, а это обязывает нас все время искать новое. Первыми в Советском Союзе начали мы выпуск яхт олимпийских классов, юношеских швертботов, международных крейсерско-гоночных яхт. Первыми применили стеклопластик при постройке спортивных парусных судов. В последние годы конструкторско-экспериментальные работы развернуты особенно широко. Недавно в нашем КБ был закончен проект крейсерской яхты типа «однотонник», а сейчас конструкторы уже работают над новым проектом крейсерской яхты «полутонного» класса. В прошлом году разрабатывались новые проекты пластмассовых вариантов «Звездника» и «Кадета». Кстати, оба проекта внедрены в серию. В этом году будут окончательно доработаны проекты новых «Фолькбота» и «Финна», скоро запустим в серию «Оптимист» в пластмассовом исполнении.
Большая работа ведется по проектированию парусов и усовершенствованию технологии их изготовления. И здесь в первую очередь благодаря усилиям известного парусника призера римской Олимпиады Александра Чучелова есть успехи. Паруса для «Финна» уже ка уровне мирового стандарта, надеемся добиться этого и в других классах.
— И, наконец, несколько слов о перспективах верфи.
— В перспективе постройка новой верфи со специализацией в основном на постройке яхт с пластмассовыми корпусами. Хотелось бы специализироваться на меньшем количестве одновременно выпускаемых типов судов, но для этого, очевидно, необходима постройка и других новых верфей. Ведь в настоящее время мы в состоянии удовлетворить только пятую часть потребителей, а в будущем спрос на спортивные суда, несомненно, будет расти.