Может случиться, что через год-два спортивные суда, которые мы привыкли видеть на наших соревнованиях, полностью исчезнут с гоночных трасс. Отмена по новым Правилам каких бы то ни было ограничений по обводам и весам корпусов приведет к тому, что во всех классах будут применяться только трехточечные схемы. После заочного опроса, проведенного редакцией (результаты его опубликованы в предыдущем номере), такой же вывод сделали участники совещания, организованного Ленинградским заводом спортивного судостроения ДОСААФ.
Как сообщил главный инженер завода М. В. Дряхлов, переориентация производства на новые проекты потребует, однако, времени, не говоря о том, что и сами проекты еще не разработаны. Предполагается в связи с этим продолжать пока выпуск судов с традиционными обводами, выдерживая требования новых Правил в части размеров! Для мотолодок или, как они названы в новых Правилах, спортивных судов с подвесными моторами, будут строиться однореданные корпуса по одному проекту для всех трех культивируемых у нас классов (250, 350 и 500 см3).
Со второй половины этого года завод начинает выпуск спортивных судов класса S2 с двигателями «М-412». Однако, как и старые катера, реверсом они оборудованы не будут, а это уже отступление от новых Правил. Некоторые изменения вносятся в конструкцию двигателя — стальной маховик заменяется дюралевым, облегчен поддон. Как это согласуется с требованиями «УИМовских» Правил, неизвестно.
Сторонниками более радикальных мер выступили присутствовавшие на совещании спортсмены. Все они высказались за проведение экспериментов с трехточечными схемами. Мастера спорта Ю. Некрасов и Е. Семенов сообщили, что при установке «Вихря» на корпус скутера скорость получается выше, чем на мотолодке традиционных обводов, но вместе с тем значительно ухудшается поперечная остойчивость и, следовательно, увеличиваются шансы перевернуться, особенно на поворотах. Однако при существующем уровне мощностей отечественных подвесных моторов главной заботой спортсменов будет не обеспечение безопасности, а получение достаточно высокой скорости.
Это мнение поддержал и мастер спорта А. Ильин: «трехточки», безусловно, имеют перспективы, но только не с обводами Даниша, скутера которого ходят практически в парящем режиме. Наиболее удачным примером реализации трехточечной схемы в настоящее время следует считать «Пиранью». Этот глиссер заслужил признание у наших спортсменов и долго еще будет оставаться одним из наиболее популярных в своем классе. «Пираньи» заводской постройки имеют прочные, отлично сделанные корпуса, чего нельзя сказать о конструкции и качестве изготовления механической установки. Нарекания вызывает буквально все — от кронштейна гребного вала до редуктора. Нужно отказаться от установки двигателя на фундаменте, а крепить его прямо к усиленным лонжеронам. Вместе с тем на серийных судах нет смысла разворачивать двигатель и ставить винт правого вращения, хотя это и дает известные преимущества на поворотах. Конструктивно такая переделка довольно сложна. Замена маховика, облегчение поддона и некоторые другие мелкие переделки двигателя, выполняемые на заводе, никоим образом не следует считать нарушением Правил.
О целесообразности экспериментов с новыми обводами на спортивных судах со стационарными двигателями (бывших катерах) высказался засл. мастер спорта В. Исаков. Его новое судно построено по трехточечной схеме (практически это видоизмененная «Пиранья»). Большие перспективы, как он считает, здесь имеют катамараны, однако постройка судов этого типа представляет большие трудности в связи с отсутствием достоверных данных по их обводам и конструкциям. Строящиеся на заводе корпуса при установке на них двигателя «М-412» станут опасными, особенно на поворотах. Нужно делать их более килеватыми, например, как катера литовцев на прошлогоднем Чемпионате.
Мастер спорта С. Дмитриев порекомендовал провести эксперименты с корпусами Миччелини для спортивных судов с подвесными моторами, а при постройке спортивных судов со стационарными двигателями использовать схему, примененную на американском катере «Банзай».
Были высказаны также предложения привлечь ведущих спортсменов к разработке проектов и постройке на заводе экспериментальных гоночных судов (отв. ред. сборника В. Лапин), провести испытания новых корпусов в опытовом бассейне (инж. Крамарев).