Предлагаем вниманию фото каравеллы «Нева». Почему каравеллы? Для чего судну, плавающему под флагом туристского клуба ЛKBMT, придан такой странный вид? Да и не опасно ли — еще перевернется с такой парусиной? Мы уже привыкли к этим вопросам, но ответить на них четко и связно довольно трудно. Проще самим задавать вопросы.
Разве не хотелось вам, хотя бы когда-нибудь в детстве, чтобы ожили страницы любимых книг, морские легенды давних веков? Разве не хотелось вам, хотя бы в детских мечтах, ворочать штурвал настоящего фрегата или стоять с подзорной трубой на шканцах пиратского брига? Наверное, да. Иначе вы не были бы читателями сборника.
Нам — строителям, капитанам и матросам каравеллы «Нева» — такие мечты не давали покоя и в зрелом возрасте. Желание примкнуть к первооткрывателям и бродягам морей привело нас в ряды членов Ленинградского клуба водно-моторного туризма. Плавали мы на самых разных судах. И неизменно мечтали о том, как было бы здорово, если бы удалось соединить романтику дальних плаваний и не менее романтический мир морской старины. Выход был один — плавать на старинном судне. Где его взять? Построить. Своими руками, по своим эскизам. Чтобы оно было точно таким, каким виделось много лет. Так родилась идея.
На основе корабельного баркаса мы построили бригантину «Тайна» — многие ленинградцы видели ее. Бригантине не повезло, ее корабельная жизнь была омрачена аварией, но — нет худа без добра! — мы остановиться уже не могли и тут же решили строить судно побольше размерами.
Не поручусь, что вышла именно каравелла. Точно воссоздать старинный парусник, начав постройку его от киля, — удовольствие, пожалуй, для любителей слишком дорогое. Опыт подсказывал, что на это уйдет уйма времени, а главное — мы даже не сможем достать материала на корпус. То, что можно купить на наших лесоторговых складах, годится в основном для постройки сараев и заборов. Поэтому мы решили не мудрствовать, а искать подходящий корпус из списанных судов и перестраивать его.
После долгих-долгих поисков подходящее судно было найдено в одном из рыболовецких колхозов. Мы его выкупили и кое-как довели до своей стоянки. Обмерили корпус и в течение зимы и весны 1969 года разрабатывали и обсуждали чертежи всех переделок и вооружения. Предстояло срезать существующую рулевую рубку, вывести транец и оборудовать кормовую надстройку, наполовину увеличить высоту фальшборта в средней части судна, настелить палубу на полуюте и шканцах.
Много хлопот — даже еще на бумаге — доставило парусное вооружение. С одной стороны, оно должно было быть декоративным и похожим на вооружение подлинных каравелл, с другой стороны — безопасным в эксплуатации на корпусе рыболовного судна XX века, который по всем своим показателям (внешний вид тут не при чем!) совсем не похож на корпус судна времен Колумба и Магеллана. Пришлось не только рисовать много вариантов общего вида парусности, но и делать множество расчетов остойчивости. Естественно, пришлось прибегнуть к загрузке балластом.
Я уж не говорю, что для всего этого нам пришлось проштудировать массу книг с изображениями старинных судов, изучить всю доступную литературу по проектированию яхт и парусных судов.
Конечно, мы понимали, что для работы с таким сложным парусным вооружением нужна многочисленная и опытная команда. Но как только дело у нас стало разворачиваться и, на удивление серьезным людям, над корпусом рыболовного бота появился остов высокой кормы, недостатка в кандидатах на должности матросов у нас не было. Недостатка в рабочих руках тоже. Стали помогать молодые ребята-добровольцы, которые с увлечением занимались постройкой необычного судна вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам. Таким образом попутно формировался и экипаж.
Начали, естественно, с заготовки необходимого материала. На лесоторговой базе купили дюймовых и двухдюймовых досок. Доски были сырые, с сучками. Сложили их на берегу в штабель, на просушку, а по мере высыхания строгали вручную. Никак не удавалось достать балок для бимсов и топтимберсов. Тогда стали собирать по берегам плавник и топляки, уподобясь потерпевшим кораблекрушение, которые на необитаемом острове надумали строить судно.
Таким образом мы одновременно очищали фарватеры, пляжи, отмели от ненужного хлама. Из выловленных подтоварин тесали топорами балки, сушили, снова тесали и строгали. В то же время другая часть команды освобождала палубу, разбирая лишние надстройки (которые потом, разумеется, тоже пошли в дело), чистили все внутренние помещения.
Сроки были сжатые, потребовалась слаженная работа всего коллектива и железная дисциплина. К концу лета корпус вчерне был готов. Осенью отделывали помещения, а зимой начали ставить мачты и раскреплять их такелажем. Зимними вечерами шили паруса, делали блоки, резные украшения. Теперь мы уже были не плотниками, а кузнецами и слесарями, краснодеревцами, мастерами-такелажниками, портными, — каких только ремесел при постройке судна не бывает! Даже пушкарями! Уточню, что делали мы все сами, включая форменную одежду «тех времен» и пушки. Поскольку во времена Колумба даже торговые корабли и суда, ходившие в экспедиции, непременно вооружались пушками, нашему судну тоже был придан воинственный вид. В бортах были прорезаны квадратные отверстия — порты, а на батарейной палубе установлены деревянные пушки, которые выглядят, как настоящие.
Весной судно оснастили полностью и к открытию в ЛКВМТ навигации все было готово. На корме каравеллы появилось название — «Нева».
Судно получилось прочное и надежное, с неплохими мореходными качествами. Конечно, для плаваний через океан наша «Нева» непригодна, да и не предназначена, но свой первый шторм у Стирсуддена она уже выдержала хорошо.
Куда бы мы не приходили, люди толпятся у нашей стоянки, с интересом разглядывая каравеллу. Мы оказывались неизменными участниками всех водных праздников и киносъемок на исторические темы.
Как все это выглядит со стороны — нам самим хотелось бы видеть! Пока не представлялось возможности, так как мы находились на палубе и работали на снастях.