Занимаюсь я парусным спортом уже лет двадцать, причем почти все это время плавал на крейсерских яхтах не менее 45 м2 парусностью и довольно много — в одиночку. Безусловно, привык к совершенно определенному типу яхт. И вдруг — пересел на крохотную «Меву». Как оно получится? Подружимся ли?
Теперь могу сказать уверенно: «Мева» обладает колоссальными преимуществами перед любой другой парусной лодкой. Это именно то, что нужно большинству любителей плаваний под парусом!
Первое преимущество: она складная, помещается в трех мешках (весом около 75 кг) и, следовательно, ее можно хранить дома! Поставил восклицательный знак, но каждый, кто когда-либо сталкивался с кошмарной проблемой городской стоянки и зимнего хранения, понимает, что тут мало и трех таких знаков. Сборка и разборка даже при моих медленных темпах (не люблю спешить в серьезных делах) занимает по полтора часа. А штатная упаковка такова, что лодка свободно принимается к отправке как три места багажа; например, перевозка Москва — Калининград багажом стоила мне всего 8 руб., малой скоростью обратно — 2 руб.
Второе и очень важное преимущество: это единственная яхта, которую можно купить в магазине и за вполне приемлемую цену (300 руб.). «Мевы» хоть и редко, но бывают в продаже, во всяком случае в больших городах. Я купил «Меву» в феврале 1970 г. совершенно спокойно; по моей рекомендации в апреле и мае еще два товарища купили по лодке.
До самого лета я размышлял над вопросом: может ли «Мева» успешно выполнять роль семенного (жена, дочь и я) микрокрейсера для прибрежных морских плаваний? Размеры-то смехотворные: длина 3,5 м; ширина 1,3 м; высота надводного борта 0,3 м; площадь парусов 6,4 м2, высота мачты от ВЛ до топа 4,75 м. Корабельный тузик и то больше! Однако когда я собрал лодку (дома, на четвертом этаже), семейство мое воспрянуло духом. Устанавливая одну за другой лакированные палочки и реечки, которые больше походили на игрушечные детали «конструктора», я прямо-таки чувствовал, как с каждой минутой растет жесткость конструкции. Когда же в завершение надул борта, мы увидели перед собой настоящее суденышко великолепных обводов. Форпик и ахтерпик, пространство под сланями, а также между шпангоутами но бортам оказались способными вместить множество снаряжения. Одним словом, предварительное знакомство обнадеживало...
Летом мы приехали в Калининград — на Куршский залив с целью совершить пробу двух наших «Мев». Залив как будто прямо предназначен для этого: длина больше 100 километров, а ширина до 40. (Добавлю, что, по моему мнению, нет у нас места более оригинального и по-своему красивого, чем Куршская коса.) Мы прошли весь залив от Зеленоградска до Клайпеды — из конца в конец. Плавали в самых различных составах: в одиночку, вдвоем, втроем и вчетвером.
Сложный переход был, когда с экипажами по три человека «Мевы» шли бейдевинд при ветре в 4—5 баллов в течение восьми часов. Все это время мелкие брызги летели через кокпит беспрерывно — пришлось кутаться в плащи, но в конце пути воды под сланями оказалось не большем чем полведра. Неприятнее всего были короткие волны; очевидно, в море плавание в этот день было бы гораздо спокойнее.
Наибольшее впечатление оставил переход в одиночку, когда все светлое время суток мы шли с очень свежим ветром (боюсь обвинения в преувеличении и потому не называю своих глазомерных оценок) галсом бакштаг — временами с переходом в галфвинд. «Мевы» летели по волнам, как чайки, и, несмотря на тучи брызг, которые ветер срывал с гребней, в открытом кокпите воды оказалось несколько стаканов. Скорость составляла 5—6 узлов. Кстати, необходимо отметить, что мой товарищ — второй капитан — в этом сезоне впервые сел на руль и взял шкот в руки (до этого он занимался только альпинизмом и горными лыжами).
Очень часто мы вспоминали конструкторов «Мевы» добрым словом.
Полный груз яхты состоял из палатки, спальников, надувных матрацев, запаса продукте, смены одежды, посуды и т. д., т. е. временами (с экипажем) до 400 кг. При такой нагрузке и то не было заметно значительного ухудшения мореходных качеств. Когда же портилась погода, мы вытаскивали свои суда па сушу. Вообще мы не уходили от берега дальше чем на 5 миль.
Выявились, разумеется, и некоторые мелкие просчеты. Считаю, что есть смысл сменить ванты и штаг на более прочные — у меня все-таки полетела одна вантина (еле успел скрутить оверштаг, чтобы спасти мачту). Может быть, стоит подумать и об ахтерштаге; непременно надо поставить талрепы на ванты; хорошо бы сделать патент-риф. Хочу также соорудить тент-каютку.
А в общем, я очень доволен швертботом. Считаю, что испытание «Малышка» (гак мы назвали свой «крейсер» на семенном совете) выдержала и теперь можно приступить к нормальной «эксплуатации».