Миллионы людей в нашей стране проводят свободное время, путешествуя на лодках и катерах. Недавнее постановление Правительства о развитии туризма, целый ряд общегосударственных мер, направленных на популяризацию и развитие физкультуры и спорта, создают для этого все предпосылки. С Введением пятидневной рабочей недели количество отдыхающих на воде значительно увеличилось — за два дня можно совершить хороший поход, полностью сменить окружающую обстановку, снять напряжение, накопившееся за время работы.
Для плавания продолжительностью 15—20 дней, тем более с семьей, необходимо изрядное количество снаряжения и припасов, нужен катер, оборудованный спальными местами, вместительными рундуками и камбузом. А чтобы плавание не превратилось в пыхтение на одном месте, чтобы за несколько недель пройти, интересный маршрут, повидать новые места (что составляет основную прелесть любого похода), нужен достаточно мощный двигатель.
Что до сих пор могла предложить туристам-водномоторникам наша промышленность? Очень немного. В течение длительного времени самым мощным подвесным лодочным мотором оставалась 10-сильная «Москва». Туристам часто приходилось оборудовать свои катера двигателями от автомобилей «Волга», «Москвич», «Газ-51» и т. п., обычно уже отслужившими свой срок на суше.
Но вот несколько лет назад в магазины начали поступать подвесные моторы «Вихрь» мощностью 20 л. с. Уже освоено производство «Москвы-25» мощностью 25 л. с., 25- и 30-сильного «Вихря».
С каждым годом растет число лодок, продаваемых населению. Появились в магазинах и первые каютные катера с двигателями мощностью 60—75 л. с.: «ЛМ4-87», выпускаемый ленинградским заводом «Пелла», и дальневосточный «Амур». А перспективы водного туризма на будущее ясно определены в Постановлении Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и двигателей к ним для продажи населению», принятом в январе 1969 г, В нем предусматривается значительный рост промышленного выпуска катеров, в том числе больших каютных, а также двигателей к ним, включая гораздо более мощные, чем выпускаемые сейчас. Основываясь на этом Постановлении, Министерство судостроительной промышленности СССР, на которое возложено техническое руководство всеми работами по постройке судов для широкой продажи, утвердило «Типаж катеров и лодок для продажи населению», который должен стать основой серии ГОСТов на малые суда, выпускаемые промышленностью.
Соответственно несколько министерств получили задания разработать и не позже 1970 г. изготовить опытные образцы подвесных моторов и стационарных двигателей повышенной мощности. Минобщемашу поручено разработать конструкцию и создать подвесной мотор мощностью 35—40 л. с.; Минавтопрому — подвесной мотор 45—50 л. с.; ему же совместно с Минсудпромом подготовить для промышленного выпуска конвертированные двигатели: на базе двигателя автомобиля «Волга», двигателей «ЗМЗ-53» и «ЗИЛ-130» с реверс-редукторами, угловыми передачами и поворотно-откидными колонками; Минтяжмашу совместно с Минсудпромом — создать дизели для катеров на базе дизельных двигателей, серийно выпускаемых в настоящее время, и т. п. Словом, за прошедшие два года уже проведена огромная работа, затрачены большие средства, по этим заданиям работает целый ряд конструкторских бюро и промышленных предприятий. Все сделано для того, чтобы водный туризм, водный спорт охватили миллионы людей, стали массовым средством организованного отдыха трудящихся.
Но интенсификация движения по водным путям вызвала к жизни, как и в других странах мира, ряд новых проблем. Вторжение человека в природу никогда не остается без последствий. Чтобы сохранить ее в более или менее первозданном виде, создаются заповедники, принимаются решения, регламентирующие использование природных богатств.
В декабре 1969 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению охраны рыбных запасов в водоемах СССР». В нем предусматривается ряд мер, направленных на борьбу с браконьерством и, в частности, говорится: «...ввести с 1970 года обязательную регистрацию принадлежащих гражданам, плавучих средств с нанесением на них бортовых знаков, а также установить, где это необходимо в целях воспроизводства и охраны рыбных запасов, ограничение мощности моторов указанных плавсредств и порядок пользования ими», Конкретная разработка перечисленных мероприятий была возложена на местные органы власти.
Однако в ряде областей, приступив к выполнению этого задания, не потрудились выяснить, где и в каком объеме действительно нужно ограничить мощность лодочных двигателей, и решили вопрос наиболее простым способом — ввели ограничения повсеместно.
В Астраханской, Волгоградской, Костромской областях и Алтайском крае установили сравнительно «либеральный» лимит мощности — 30 л. с.
В Ростовской, Саратовской, Ярославской и Калининской областях, на плавсредства, принадлежащие гражданам, запрещено ставить моторы мощностью свыше 25 л. с.
На территории Чувашской АССР запретили устанавливать на катера любые автомобильные двигатели.
В Вологодской, Кемеровской областях, Приморском крае и Бурятской АССР установлен предел в 20 л. с.
В Иркутской области вашу лодку не зарегистируют, если на ней установлен подвесной мотор мощностью свыше 18 л. с. или стационарный двигатель — свыше 13 л. с.
В Краснодарском крае вас «пресекут» еще на три лошадиных силы.
В Николаевской области предельная допустимая мощность моторов на личных лодках — 12 л. с.
— Чего там церемониться, запрещать так запрещать, — решили в Архангельской (в одном Архангельске насчитывается около 15000 моторных лодок и катеров). Камчатской и Калужской областях и Дагестанской АССР и запретили регистрацию судов с моторами свыше 10 л. с. А ведь и в этих областях, как и по всей стране, широко продаются подвесные моторы «Ветерок-12» (12 л. с.), «Нептун» (17 л. с.), «Вихрь» (20 л. с.), стационарный двигатель «СМ-500» (13,5 л. с.), не говоря уже о более мощных моторах, а тут — 10 сил!
В результате подобных «глобальных» ограничений наказанными оказались в основном ни в чем не повинные любители водно-моторного туризма.
— Только за первые три месяца 1970 г. (до опубликования постановления облисполкома, ограничивающего мощность двигателей) магазины спорттоваров в Калуге продали более сотни моторов «Вихрь» мощностью 20 л. с., — пишет в редакцию В. И. Лазарев.— Многие купили катера «Прогресс» (вместе с «Вихрем» стоит более 1000 руб.), другие сами построили катера под эти моторы.
Что нам теперь делать с этими моторами и катерами? Если продавать, то кому? Почему из-за горстки браконьеров должны страдать сотни туристов и спортсменов? Я, например, увлекаюсь водным туризмом свыше 10 лет, прошел всю Оку, часть Волги, в этом году мечтал дойти до Астрахани.
— В Иркутске в магазины поступил в продажу катер «Амур» с двигателем от «Москвича-412» мощностью 75 л. с. Теперь получилось так, что на этот катер можно устанавливать двигатель мощностью не более 13 л. с. В результате катер с полной нагрузкой будет иметь скорость 8—9 км/час, а скорость течения Ангары в районе Иркутска составляет свыше 10 км/час, т: е. без посторонней помощи катер не вернется на базу. Что делать гражданам, купившим эти катера? Будут ли магазины принимать их обратно по полной стоимости? (коллективное письмо).
Вопрос о возвращении катеров в магазины, конечно, риторический: никакая торговая организация подержанную вещь обратно не возьмет. По-видимому, владельцам упомянутых судов придется либо навсегда их законсервировать, либо выбираться на воду тайком, в обход закона. А вот тут-то они оказываются в гораздо худшем положении, чем браконьеры, которым нарушать законы — дело привычное.
Туриста, отправившегося на своей моторке в далекое плавание, поджидает еще одна преграда, которая не существует для браконьера, орудующего обычно на небольшом удалении от стоянки. Если маршрут проходит через несколько областей, то вполне возможно, что мотор, разрешенный в одном месте, окажется запрещенным в другом.
— Каждая область вводит свои ограничения, — пишет из г. Калинина А. М. Конорюков, — помогите узнать, какие, чтобы я мог прихватить с собой полный комплект двигателей и менять их на границах областей. Пытаюсь шутить, но, поверьте, мне не до шуток. Я много лет мечтал о походе до Перми, затратил много средств, времени и все, кажется, зря.
Не в лучшем положении и туристы Чувашской АССР:
— Мы, рабочие электроаппаратного завода, давно занимаемся водным туризмом. Что нам делать в навигацию 1971 гЗ На катере с маломощным подвесным мотором ни до Горького, ни до Москвы не добраться, не говоря уже о дороге обратно. В нашей республике, как и во всей стране, из года в год расширяется туризм. Газеты печатают статьи — «Туризму — зеленую улицу» и т. п. По земле люди путешествуют свободно, а вот по воде, начиная с 1970 г., иначе как на веслах не пойдешь! (коллективное письмо, г. Чебоксары).
Таких писем много, они приходят в редакцию каждый день.
— На Камчатке запретили с 1 июня по 20 сентября выходить на лодках с моторами мощнее 10 л. с. Но реки здесь открываются только в первой декаде июня, а в октябре уже замерзают, т. е. я полностью лишен возможности заниматься любимым видом туризма (Р. Г. Засорин).
— Всей семьей долго собирали деньги, залезли в долги, наконец, купили катер. Весь прошлый год ремонтировал корпус, угробил очередной отпуск, чтобы этим летом отдохнуть так, как хочется.
Стоит теперь мой катер посреди двора — спускать его на воду с двигателем мощностью до 25 л. с. смысла нет, двигаться будет со скоростью пешехода. Куда мне его деть? Сдать на металлолом? (Ю. А. Кучеренко, Ростов-на-Дону).
— ... в течение 15 лет хожу на катере со стационарным двигателем от автомобиля «Москвич-400». Ограничение мощности двигателей до 18 л. с. ставит меня и многих других в безвыходное положение. На маломощный мотор и лодка нужна другая, а я пенсионер, уже не найду на это ни средств, ни времени. А старую лодку и двигатель у меня никто не купит, раз ими нельзя пользоваться (К. А. Ольшанский, г. Иркутск).
— ...ведь мощность двигателя еще не говорит о скорости судна! Моя самодельная деревянная лодка длиной 8 м и под 55-сильным двигателем "М-20" идет со скоростью не более 25 км/час, т. е. в два раза меньше, чем, скажем, стандартный «Прогресс» под мотором "Вихрь", эксплуатация которого у нас разрешена (А. Сергиенко, г. Волжский, Волгоградская обл.).
Посмотрим, действительно ли принятые на местах меры являются необходимым условием сохранения запасов рыбы. Какими рыбными промыслами славится, например, город Калуга, чтобы запрещать местным жителям пользоваться лодочными моторами мощностью свыше 10 л. с.? Ведь в Постановлении Совета Министров сказано: установить ограничение мощности моторов ТАМ, ГДЕ ЭТО НЕОБХОДИМО! А ограничивают по всей «подвластной» территории без разбору, и там, где рыба никакого промышленного значения не имеет, и даже там, где ее вообще нет. При чем тут охрана рыбных запасов и борьба с браконьерством?
Но это только одна сторона вопроса. А какие выводы должны из всего этого сделать заводы? Ведь в разработке а кое-где уже в опытной эксплуатации находятся еще более мощные моторы, выпуск которых, согласно утвержденным планам, начнется в ближайшие годы!
Оказывается, существует и такая точка зрения, что вообще пора прекратить свободную продажу и сократить до минимума производство лодочных моторов. В статье за подписью К. Брендючкова, появившейся в ярославской газете «Северный рабочий» от 19 августа 1970 г., утверждается, что туристский моторный флот, помимо всего прочего, является чуть ли не основным виновником появления «зловещей радуги» нефтепродуктов на поверхности наших рек и озер. Автор, в частности, подсчитал, что «...если принять среднюю мощность мотора всего в 10 сил, то окажется, что в одном только 1969 году мощность моторов возрастет на два с половиной миллиона лошадиных сил, а общая их мощность по Советскому Союзу составит, по-видимому, около семи-восьми миллионов сил. Ведь это же почти четыре Куйбышевских ГЭС!».
А вывод делается такой: «Кому, собственно, нужны и для чего нужны лодочные моторы?».
Счастливцы автомобилисты, не нашелся еще на них сухопутный Брендючков!
Действительно, водно-моторный туризм стал у нас массовым, и общая мощность подвесных моторов составит миллионов восемь лошадиных сил, а то и десять. Так ведь радоваться нужно по этому поводу, а не огорчаться!
Газета сама пишет, что «никто еще, кажется, не взвесил вред от такого устройства» (имеется в виду подводный выхлоп). Тогда, очевидно, прежде чем говорить о «вреде», надо сначала «взвесить»? Любопытно, что в США, где моторных судов для туризма и спорта насчитывается свыше 8600000, специальными исследованиями выяснено, что сколько-нибудь заметного загрязнения воды в водоемах с интенсивным движением не происходит, и химический состав воды не меняется. Конечно, не надо принимать подобные сведения на веру, нужно самим проверить, но проверить все-таки! И если в результате исследований, проведенных специалистами, выяснится, что лодочные моторы действительно загрязняют воду, то в этом случае следует поставить перед их конструкторами соответствующие задачи.
Но вернемся к решениям на местах. Кажется, только в Астраханской области догадались ввести для лодок ограничение по скорости: не свыше 40 км/час.
Правильно, для туриста, не браконьера, практически больше и не нужно. Но тут же спохватились и добавили ограничение по мощности. А ведь путь был выбран в принципе разумный — ограничивать именно скорость движения. Правда, при нынешнем техническом оснащении рыбоохраны осуществить это на практике трудно. Из волгоградской инспекции, например, нам отвечают, что и рады бы они ограничивать не мощность, а скорость, да не представляют, как это сделать. Действительно, вооружена рыбоохрана теми же «Прогрессами» и «Казанками» с двадцатисильными «Вихрями», т. е. при погоне за браконьером инспектор будет в лучшем случае держать одинаковую с ним скорость. Ну, а если тот навесит два «Вихря»? Не от хорошей жизни настаивает рыбнадзор на мерах, по поводу которых и написана эта статья.
Давно назрела необходимость снабдить инспекторов рыбоохраны быстроходными катерами-водометами с мощными моторами. Этот вопрос неоднократно поднимался и в высоких инстанциях и в печати, но пока безрезультатно. Там, где это необходимо, нужно установить ограничительные знаки, указывающие предельную скорость на данном участке: 40 км/час, 20 км/час и т. п. На местах наверняка могли бы подсказать и другие пути для сохранения и расширения рыбных запасов без свертывания водного туризма и спорта.
Разумно подошли к решению этого сложного вопроса в Ленинградской области. Сроки существования запретных для моторных судов зон выбраны так, чтобы минимально затронуть интересы туриста — только на период самого интенсивного нереста, на весну.
Контроль за выполнением постановления облисполкома возложен, как и везде, на управление внутренних дел и на наиболее заинтересованную организацию — рыбоохрану. Вот что ответили на наши вопросы в Северо-Западном бассейновом управлении по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства.
«Ограничение мощности моторов до 20 л. с. на плавучих средствах в Ленинградской области предусмотрено решением Облисполкома только для частных лиц, использующих лодки для лова рыбы.
Для членов ДОСААФ, занимающихся водно-моторным спортом, мощность лодочных моторов устанавливается ДОСААФ по согласованию с органами рыбоохраны.
Ранее построенные суда с двигателями, превышающими установленную постановлением мощность, допускаются к эксплуатации как туристские с соблюдением порядка пользования ими в весенний период».
Все резонно. Надо как-то отделить туриста от браконьера. Если ты организованный турист, а не нарушитель, состязающийся в скорости с инспекторами рыбоохраны, ходи себе спокойно с любым мотором. А заметили тебя хоть раз в нарушении правил рыболовства (и догонять в большинстве случаев не надо: номерной знак сейчас обязателен на каждом судне, достаточно записать) — перекочевывай в категорию браконьеров и отвечай по закону.
Надо серьезно продумать вопрос о том, как помочь дальнейшему развитию водно-моторного туризма, одновременно обеспечив и сохранение рыбных запасов, и чистоту водоемов, и — самое главное — безопасность движения на воде.
В статье «Закон реки», опубликованной в «Известиях» от 25 июля 1970 г., справедливо отмечается, что «... за последние годы на наших реках гигантски выросло количество моторных лодок и катеров личного пользования, заметно возросла их быстроходность... И это можно только приветствовать. Но... число несчастных случаев на реках растет...»
Все организации, призванные следить за порядком судоходства, — ОСВОД, спасательные станции, ДОСААФ — не наделены необходимыми для этого правами. Даже в случае грубого нарушения правил передвижения на воде, даже столкнувшись с прямым хулиганством, они могут только оштрафовать нарушителя, но уже отобрать у него удостоверение водителя, не говоря о том, чтобы задержать, не имеют права. И все они в один голос говорят: чтобы навести порядок на реке, нужна власть.
Правильно, порядок на воде будет только тогда, когда там появится орган типа ГАИ — ОРУДа, который выдавал бы права на вождение моторных лодок и катеров, вел регистрацию всех судов, осуществлял технический контроль и выдачу судовых документов, инспектировал движение на водах, имел право применять государственные санкции по отношению к нарушителям. И, безусловно, нужно ввести ЕДИНЫЕ по всей стране правила, регламентирующие движение на воде. Чтобы турист-водномоторник, подобно автомобилисту, твердо знал и свои обязанности и свои права.