Напомним, что новые Правила УИМ будут действовать без каких-либо изменений до 31 декабря 1972 г. Постановлением президиума Федерации водно-моторного спорта СССР эти Правила УИМ вводятся у нас с 1 января 1971 г.
Обратимся к § 416 новых Правил УИМ, имеющему подзаголовок «Уменьшение шумности» (ранее такого отдельного параграфа в Правилах не было, а требования к глушителям были включены в различные разделы).
Как и ранее, применение шумоподавляющих устройств подвесных моторов и стационарных двигателей является строго обязательным во всех сериях и классах. Оставлен без изменения и предельно допускаемый уровень шумности, а именно 85 фонов с допустимым превышением еще на 10 фонов. Измерение должно производиться приборами, обычно применяемыми в промышленности, на открытом участке акватории (на расстоянии радиуса по крайней мере 50 м не должно быть каких-либо препятствий). Микрофон должен располагаться на расстоянии 25 м от мотора (двигателя) на высоте 1,25 м от поверхности воды. Производятся четыре замера: спереди, сзади и с обеих сторон от мотора, причем во всех случаях уровень шума не должен превышать указанного предела.
Двигатель при этом должен работать на максимальном числе оборотов, предписываемом заводом-изготовителем и соответствующем наибольшей мощности. Заслонка карбюратора должна быть открыта полностью. Замеры могут проводиться как на швартовах, так и при движении лодки.
Фабричные глушителя должны быть утверждены к применению национальной организацией страны изготовителя двигателя (мотора) как соответствующие данным требованиям. В официальном сертификате должны быть указаны основные геометрические размеры данного глушителя, а также характеристики, необходимые для соответствующей его проверки.
Поскольку по тем или иным причинам иногда применение заводских шумомеров невозможно, в Правилах, как исключение, предусматривается допуск глушителей без измерений уровня шумов; в этом случае проверка глушителей ограничивается соответствующими измерениями их геометрических размеров. Отдельно регламентированы требования к глушителям подвесных моторов и стационарных двигателей.
Требования к глушителям подвесных моторов
Не имеющие сертификата устройства должны отвечать нижеприведенным требованиям. Оговорим, что «цилиндровый объем» означает номинальный рабочий объем цилиндров для данного класса, а выражение «объем одного цилиндра» означает номинальный рабочий объем цилиндров, разделенный на число цилиндров данного мотора. Понятно, что для одноцилиндровых двигателей оба вышеприведенных выражения равнозначны.
При одноцилиндровом двигателе объем расширительной камеры глушителя подвесного мотора должен быть не менее семикратного цилиндрового объема, в случае применения многоцилиндрового двигателя — не менее семикратного объема одного цилиндра плюс семикратный объем одного цилиндра, умноженный на число цилиндров мотора, уменьшенное на единицу. Иначе говоря, действуют формулы, принятые в Правилах, утвержденных Федерацией водно-моторного спорта СССР в 1969 г., а именно:
— для одноцилиндровых моторов
— для многоцилиндровых моторов
где VP — объем расширительной камеры, см3;
Vh — номинальный рабочий объем для данного класса моторов (наибольший);
Z — число цилиндров.
В объем расширительной камеры не включаются объемы впускных и выходных патрубков от цилиндров и к цилиндрам, а также объем выхлопной трубы.
Расширительная камера должна иметь постоянное по всей длине сечение правильной формы (цилиндрическое, полуцилиндрическое, квадратное, прямоугольное, и т. д.). Площадь поперечного ее сечения FP (см2) должна быть не менее:
— для одноцилиндрового мотора
— для многоцилиндровых моторов
Площадь сечения входного патрубка в расширительную камеру FB (см2) не должка быть более:
Площадь поперечного сечения выхлопной трубы FB (см2), идущей от расширительной камеры, не должна превышать:
Это сечение должно оставаться постоянным на длине, равной по крайней мере 1,5 диаметра выхлопной трубы.
Выхлопная труба должна быть расположена таким образом, чтобы поток выхлопных газов от каждого цилиндра отклонялся внутри камеры ка угол не меньше 45° и выхлоп направлялся к поверхности воды вблизи лодки.
Вся охлаждающая вода от двигателя должна поступать в расширительную камеру, однако для контроля за циркуляцией воды в системе охлаждения допускается ее свободный слив через отверстие диаметром до 3 мм от каждого ряда цилиндров (при линейном их расположении). Соединяющий головку цилиндра с расширительной камерой гибкий шланг, по которому проходит охлаждающая вода, должен быть тщательно закреплен при помощи хомутов, затягиваемых гаечным ключом или другим соответствующим инструментом.
Требования к глушителям стационарных двигателей
Не имеющие сертификата глушители должны быть расположены на выхлопных трубах в соответствии с нижеприведенными требованиями.
Вся вода, выходящая из системы охлаждения двигателя, должна полностью смешиваться с выхлопными газами на длине не меньше 0,6 м. При этом на всем протяжении смесителя площадь его поперечного сечения не должна превосходить четырехкратной площади сечения наименьшей выхлопной трубы, измеряемой у головки цилиндра.
Сброс смеси выхлопных газов и воды должен осуществляться через выхлопную трубу, поперечное сечение которой не должно превышать 0,7 сечения смесителя и которая должна быть направлена вниз, к поверхности воды.
Для двигателей, имеющих более чем одну смесительную камеру, каждая из них должна удовлетворять вышеприведенным требованиям. Отработавшая вода должна равномерно распределяться по всем выхлопным каналам.
В тех случаях, когда выхлопные трубы выведены под воду, независимо от того, находится ли лодка в движении или на швартовах, требования, относящиеся к размерам смесительной камеры, не являются обязательными.
В новых Правилах сохранено положение, по которому в случае утери глушителя или какой-либо его детали, либо если глушитель не выполняет своего назначения, данная гонка (заезд) не засчитывается даже если авария произошла не по вине гонщика.