Сообщение в 20 номере о переходе Джэна Ферфэкса через Атлантический океан на весельной шлюпке «Британия» заинтересовало многих читателей. В редакцию поступили письма с просьбами более подробно рассказать о конструкции шлюпки.
В заметке говорилось, что в случае опрокидывания 7-метровая шлюпка через 2 сек. сама выпрямляется, а по материалам зарубежной печати дополнительно удалось выяснить следующее.
Спроектировал шлюпку известный английский конструктор малых судов Уффа Фокс специально для перехода через Атлантику. В проекте «Британии» Фокс использовал ряд конструктивных особенностей береговых спасательных шлюпок, широко распространенных на английском побережье бурного Северного моря. Непотопляемость (не говоря уже о поплавках-навесах) обеспечивается встроенными отсеками плавучести, которые размещены под сплошной водонепроницаемой палубой, расположенной на 76 мм выше ватерлинии (при полной нагрузке). По бортам сделаны соответствующие вырезы — шпигаты, через которые попавшая на палубу вода немедленно сливается обратно. Залитая до планширя лодка освобождается от воды за 28 сек. Естественно. все люки, открывающие доступ в подпалубные отсеки, где размещены запасы продовольствия и снаряжение, надежно герметизированы.
Еще одна существенная деталь — два поплавка-навеса из сверхлегкого жесткого пенопласта в носу и корме. Объем этих поплавков-навесов подобран так, что в случае опрокидывания лодки они поднимают палубу из воды. В таком перевернутом «надводном» положении лодка очень неустойчива, так как центр тяжести при этом расположен намного выше центра плавучести поплавков-навесов, а круглая форма их сечения позволяет корпусу вертеться подобно бочке. В результате максимум через 2 сек. после опрокидывания лодка сама становится на днище.
Высокий надводный борт (0,92 м) помогает ей выпрямиться при самом большом крене. В общем, положенная бортом на воду или даже опрокинутая «Британия» ведет себя подобно упрямому «ваньке-встаньке». Важно лишь, чтобы не выпал гребец и уцелели весла! Руль расположен под килем, где он наиболее эффективен, закреплен на шарнирном соединении и управляется из кокпита. Установка скользящего сиденья, как на гоночных гребных судах, позволяет полнее использовать при гребле мышцы ног, спины, энергию движущегося тела.
Навесы на оконечностях и высокий надводный борт привели к тому, что «Британия» больше, чем обычные лодки, «парусит», дрейфует по ветру. Привести такую лодку длиной 6,7 м в движение и удержать ее на курсе в свежий ветер одному человеку трудно. Уффа Фокс в течение дли тельного времени изучал направление и скорости ветров и течений, господствующих в районе предстоящего плавания, и сам проложил Ферфэксу маршрут, на котором ветры были бы в основном попутными. Чтобы мореплаватель мог продолжать движение и при боковом ветре, работая одним веслом, Фокс разработал систему плавучих якорей, препятствующих сносу лодки с курса. Ферфэкс шел в основном при попутном NO и О. выпуская с кормы по правому борту плавучий якорь парашютного типа, который почти уравновешивал боковое действие ветра. В случае встречного ветра, он мог выбросить основной — большой конусный якорь, который, вместе с первым, практически удерживал лодку на месте.
Наконец, «Британия» оборудована швертом, который также играет немаловажную роль в предотвращении дрейфа. Шверт можно перемещать вдоль колодца в зависимости от направления и силы ветра.
Фокс утверждает, что разработанный им маршрут является идеальным для всех «безумцев», пересекающих Атлантику на маленьких яхтах и гребных шлюпках. Действительно, и ветры, и течения на маршруте Канарские острова — Флорида, в основном совпадающем с параллелью 13° с. ш., гораздо больше благоприятствуют переходу через океан. чем в более северных районах, где шли на веслах Риджуэй и Блит, погибшие Джонстон и Хор, и др.
В настоящее время Ферфэкс готовится пересечь на этой же шлюпке Тихий океан.