1 - парадная гавань; 2 — главное здание; 3 — плац-парад с сигнальной мачтой; 4 — парадный слип; 5 — плавательный бассейн; 6 — главный вход; 7 — эллинг с мастерскими и детская спортшкола: 8 — зона рабочей гавани; 9 — слин детской спортшколы; 10 — зона водно-моторного спорта; 11 — спасательная станцая; 12 — автостоянка; 13 — парковая зона; 14 — пляж.
В живописном пригороде Ленинграда — поселке Стрельна началось строительство яхт-клуба Кировского завода. Фактически создается не просто яхт-клуб, а крупная водно-спортивная база, дающая возможность развивать не только парусный, но и водно-моторный, воднолыжный и другие виды спорта, причем предусматривается создание максимальных удобств для спортсменов в любое время года.
Участок расположен на южном берегу Невской губы, рядом с Константиновским парком, в 19 км от Ленинграда. Этот район начал осваиваться еще Петром I (с 1706 г.), когда вдоль бывшей Петергофской першпективы были размещены многочисленные усадьбы, в том числе и Стрельнинская мыза. В связи с повышенными архитектурными требованиями к сооружениям, возводимым в исторических местах, и отсутствием типовых решений Госстрой СССР разрешил разработку индивидуального проекта данного спортивного комплекса. Главный архитектор проекта — руководитель третьей мастерской Ленпроекта А. П. Изоитко, тщательно изучив специфику водного спорта, предложил для обсуждения 11 вариантов генеральной планировки участка, все лучшее из которых и было воплощено в утвержденном проекте.
Стрельна — популярное место отдыха ленинградцев, особенно береговая полоса, где расположены прекрасные пляжи. В теплые летние дни число посетителей Константиновского парка и прилегающей к нему территории достигает 30 тыс. человек. Зимой здесь множество лыжников. Лед на заливе встает очень ровно, без торосов, что дает возможность на буерах не только совершать прогулки, но и проводить спортивные встречи всесоюзного масштаба.
Ранее в устье реки Стрелки располагался стрельнинский самодеятельный яхт-клуб, а затем старый яхт-клуб Кировского завода, однако развитие их ограничивалось многими обстоятельствами: при западных ветрах участок затопляли нагонные воды, волны разрушали его. Малые глубины на подходах сильно ограничивали размеры базирующихся судов. При строительстве новой водно-спортивной базы участок полностью реконструировался: территория поднимается на 3 м; парадная часть гавани (280X100 м) дополнительно углубляется на 3,0 м и будет иметь выход в залив через обставленный вехами фарватер шириною 70 м и длиной более мили, идущий вдоль дамбы. Фарватер будет иметь входной проблесковый буй, а на северной оконечности дамбы будет находиться постоянный синий огонь. Подход ко входному бую определят створы, хорошо видные с Морского канала: зеленоватый цвет ртутных ламп будет отличать их от множества береговых огней. Высота створных знаков 15—25 м.
Участок разделен рекой на две объединяемые пешеходным мостом части: западную, являющуюся как бы началом существующей дамбы, и восточную, на которой располагался старый яхт-клуб (все сооружения его подлежат сносу, кроме спасательной станции, которая перенесена ближе к морю). Планировка новой территории (7,6 га) осуществлена следующим образом:
- восточная часть отводится для парадной гавани, здания яхт-клуба, открытого бассейна для плавания и лодочной станции;
- на западной части расположатся мастерские, эллинги, помещения детской спортивной школы, склад ГСМ и заправочная колонка.
Акватория гавани с юга имеет парадную набережную, частично в виде вертикальной стенки с «адмиралтейскими спусками», а частично — с тремя крупными ступенями и спусками через каждые 25 м. С восточной стороны расположена дамба, за которой установлен наплавной бассейн и причал для прогулочных лодок. С севера гавань защищена волноломом высотой 2 м. Гавань рассчитана на стоянку 170 яхт всех классов на штатных буйках и рымах. Предусматриваются специальные бочки для стоянки крупных судов. Парадный швертботный слип (длина 100 м), расположенный на восточном берегу, является как бы продолжением набережной парадной гавани. Рядом — площадь для торжественных церемоний, которая является центром композиции.
На западной части территории предусматривается специальное устройство для подъема больших судов 8-тонным электрокраном и мелких судов — ручным двухтонным. Перемещение яхт от вертикальной стенки, на которой расположены краны, в эллинг или мастерские будет производиться на специальных тележках при помощи электрошпиля тяговым усилием 3 т. Сниматься с тележек и транспортироваться в помещениях яхты будут тельферами. Зимой швертботы будут храниться во втором этаже эллинга. Рабочий слип летом используется для работы детской спортивной школы. Рядом расположен летний павильон ее тренерского состава; из него можно будет обозревать близлежащую акваторию.
Стоянка моторных судов (на 60 катеров) расположена в устье реки за мостом.
Возводятся два основных корпуса. Один из них объединяет помещения учебно-административного назначения, используемые в течение всего года. В цокольном этаже — лыжная база и технические помещения; в первом — вестибюль, административные помещения, гардероб, помещения рундуков, душевые, санузлы и т. п.; во втором — конференцзал, кают-компания, фойе, гимнастический (он же танцевальный) зал и т. п.; в третьем — учебные комнаты и помещения для отдыха (здесь навигационная камера, методические кабинеты и специализированные помещения для обучения сигнализации, такелажному делу, лоции, навигации и другим предметам). На крыше — солярий, открытая веранда и радиорубка. Это здание имеет входы со стороны слипа — в административные и учебные помещения, со стороны гавани — в помещения рундуков и раздевалок.
Во втором главном корпусе размещаются: мастерские (механические, шлюпочная и парусная с плазом и стендом для проверки парусов); эллинг, имеющий отапливаемый и неотапливаемый участки; кладовые для зимнего хранения такелажа; помещения детской спортивной парусной школы со своими классами и мастерскими; помещения для спортивных моторных судов и т. д. Все эти помещения сблокированы таким образом, чтобы обеспечить возможность независимой их эксплуатации. На ремонт и подготовку судов к плаванию спортсмены будут затрачивать минимум времени, так как обеспечивается высокая степень механизации наиболее трудоемких процессов, выполняемых в специализированных мастерских.
Вахтенный павильон, установленный в парадной гавани, для обеспечения хорошего обзора за слипом и акваторией поднят (на колонне) на 5,8 м выше ординара. Здесь же установлена аппаратура связи, а также приводы к прожекторам, находящимся на крыше.
На территории предусматриваются и другие здания второстепенного назначения — павильон плавательного бассейна, лодочная станция, павильон-проходная и т.д. Все здания будут сооружаться из кирпича и железобетона с использованием в отделке фасадов бетонной плитки, облицовочного кирпича и естественного камня.
Первый этап уже начатого строительства должен завершиться вступлением в строй в 1970 г. западной части территории; здесь уже можно будет вести клубную работу до окончания работ по освоению всего участка. Скоро яхтсмены Кировского завода получат прекрасный подарок — большой водно-спортивный комплекс, который будет одним из лучших в нашей стране.